Публичный доклад руководителя

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД ДИРЕКТОРА
Негосударственного общеобразовательного учреждения «Свято-Владимирская Православная школа»

Кондюриной Марины Леонидовны

за 2015 – 2016 учебный год

Публичный доклад является аналитическим отчётом о деятельности школы в 2015-2016 учебном году.

Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской, об образовательной деятельности школы, об основных результатах и перспективах её функционирования и развития.

Данный доклад составлен на основании самоанализа работы образовательного учреждения, основных документов, регламентирующих образовательную деятельность, анализа организации учебного процесса, состояния воспитательной работы, в нем дана оценка места и роли образовательного учреждения в системе образования города Москвы.

Введение. Краткая историческая справка.

Свято-Владимирская школа была образована в 1991 году. Инициативную группу составили родители и педагоги, являвшиеся членами православного прихода храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Первый учебный год начался во второй половине сентября, так что День рождения школы приурочен к празднованию Казанской иконе Пресвятой Богородицы (4 ноября). Принимались преимущественно православные дети из различных московских приходов с благословения духовника, хотя были нередки случаи последующего воцерковления детей и их родителей.

За первые годы существования школа не раз меняла места свой адрес. Начальная школа (1-3 классы) сначала находилась на базе детского сада № 623 (ул. Новинки,19б). Там же была организована разновозрастная православная группа детского сада. Сначала школа задумывалась ее создателями как часть единого воспитательного комплекса, который назывался до 2001 года Свято-Владимирский Учебный центр. В разные годы он включал в себя ряд учебных групп и объединений, которые начинали свое существования на базе православной общины еще в середине 80-х годов- церковно-хоровые кружки, летние православные лагеря (деревня Скорбежево Ярославской области, село Горелец Костромской области), воскресная школа, кружки церковно-прикладного искусства. В состав Учебного центра с 1995 по 2001 г. входила также учебная мастерская, дававшая профессиональную подготовку по профессии столяр.

Средние и старшие классы были набраны на второй учебный год и сначала располагались в школе №36 на территории Зачатьевского монастыря. Затем была школа № 513 на ул. Велозаводская (стация метро «Автозаводская»), где арендовались кабинеты во вторую смену. Первые лицензии (с 1992 года) Учебный центр получал на один учебный год, на время аренды помещения. Естественно, постоянно стоял вопрос о выживании школы в следующем учебном году. И только в 1994 году старшие классы переехали в Ивановский монастырь, в только что освобожденные фабрикой им. Советской Армии полуподвальные помещения. Сейчас там располагается школьная библиотека.

Возникновение и первые шаги школы совпали с нелегкими временами в стране. Переезд в Ивановский монастырь означал, что учащиеся и сотрудники школы попали в невероятно тяжелые материальные условия: не- отремонтированные помещения, отсутствие отопления (приходилось заниматься в верхней одежде), условий для приготовления горячего питания. Кроме того, не хватало учебников, пособий, не было технического оборудования, школьной мебели, классных досок. Несмотря на тяжелые условия учебы, многие верующие родители стремились отдать своих детей в школу, где они приобретут твердые нравственные ориентиры через изучение христианского вероучения и участие в жизни Церкви. Уже со второго года существования количество учеников в школе превысило 110 человек. В 1995 году школа получила первое Свидетельство о государственной аккредитации.

Школа завершила свой 23-й учебный год. Характерной чертой нашей жизни и работы в течение последних лет является стабильность, без которой реализация любых проектов, да и вообще развитие в целом становятся невозможным. Это отражается в деятельности по осуществлению духовно-нравственного воспитания и личностно-ориентированного обучения, освоению новых педагогических технологий, активной методической работе. Опыт работы нашей школы показывает, что в современном российском обществе оказываются востребованными православное учение и практика церковной жизни, которые помогают в решении важных задач образования, воспитания, укреплении семьи и общества.

1.Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения.

1.1. Нормативные документы.

Учредителями являются:

Местная религиозная организация Православный приход храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех г. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви;

Православная религиозная организация Иоанно-Предтеченский женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви.

Устав образовательного учреждения (новая редакция) соответствует требованиям закона «Об образовании», рекомендательным письмам Минобразования России. В школе имеются локальные акты в части содержания образования, организации образовательного процесса, прав обучающихся. Локальные акты разработаны в соответствии с действующим законодательством и спецификой образовательного учреждения.

Педагогическим коллективом школы разработаны и согласованы с учредителями и Попечительским советом Программа развития и Образовательная программа Негосударственного общеобразовательного учреждения « Свято-Владимирская Православная школа».

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, реализующий принципы, заложенные в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») - доступность, качество, эффективность образовательного процесса.

Учебный план школы реализует общеобразовательные программы и определяет в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, и федеральными государственными образовательными стандартами перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступени обучения .Особенностью учебного плана является ведение курса «Основы православной веры» с 1 по11класс (в 4 классе - в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в других классах - за счет часов компонента образовательного учреждения)

1.2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности, выданная Департаментом образования г. Москвы: № 034208 от 30.09.2013 г., серия 77ЛО1 № 0001626, дающая право осуществления образовательной деятельности по следующим образовательным программам:

o Начальное общее образование

o Основное общее образование

o Среднее общее образование

1.3. Свидетельство о государственной аккредитации выдано Департаментом образования города Москвы, регистрационный номер 001452 от 30.04.2014 г., серия 77А01 № 00014562.

1.4. Конфессиональное представление выдано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Московского патриархата Священного Синода Русской Православной Церкви, регистрационный номер

КП-15/84 от 19.03.2015 г.

2. Материально-техническая база и социально-бытовое обеспечение

2.1. Школа находится на выделенной территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, имеет отдельный вход, располагается в двух зданиях (одно предназначено для начальной школы, другое - для основной и старшей). Здания построены в середине 19 века, состояние постройки хорошее, капитальный ремонт – перестройка (1992-2015 гг.)

В школе имеются:

23 учебных кабинета,

1 – актовый зал.

Для проведения практических занятий:

кабинет биологии – 1,

кабинет химии -1,

кабинет физики – 1,

лаборатория (химия),

компьютерный класс – 1,

библиотека (112 кв.м) имеет три помещения: читальный зал – 1, хранилище для учебной литературы – 1, хранилище для художественной литературы – 1;

административные помещения – 5 (кабинет директора, кабинет зам. директора по УВР, кабинет зам.директора по АХЧ, кабинет духовника, кабинет главного бухгалтера);

служебные помещения - (учительские – 2, пункт охраны - 1, медицинский кабинет – 1, канцелярия – 1, комната рабочего по зданию – 1, тренерская – 1, кабинет логопеда – 1, мастерская – 1.

Комплектация школы производится из средств учредителей и добровольных пожертвований.

2.2. Для оснащения кабинетов в наличии имеются:

персональные компьютеры с ЖК мониторами - 21 шт.

комплект ноутбуков мобильный старшей школы – 19 шт.

комплект ноутбуков мобильный младшей школы – 18 шт.

ноутбук – 7 шт.

мультимедийные проекторы – 17

интерактивная доска – 10 шт.

слайд - проектор - 1 шт.

цифровая фотокамера - 1 шт.

сканер - 2 шт.

ксерокс - 4 шт.

принтер – 5 шт.

МФУ - 9 шт.

телевизоры – 7

DVD-плееры – 4

музыкальный центр – 3

цифровое фортепиано – 1

В кабинете информатики имеется:

персональные компьютеры с ЖК мониторами - 16 шт.,

мультимедийных проекторов - 1 шт.,

маркерная доска – 2 шт.,

принтер - 1 шт.,

цветной принтер - 1 шт.,

копир -1 шт.

2.3. Лицензионный норматив по площади на одного обучаемого выдерживается в соответствии с требованиями. Школьная площадь составляет 1752, 1 кв. м., реальная площадь на одного обучаемого в образовательном учреждении составляет 11,92 кв. м.

2.4. Финансовые ресурсы.

Всего из бюджета города Москвы с 01.09.2015 по 31.08.2016 были предоставлены субсидии в размере 11 960 692-00 руб.,

Из этих средств на организацию питания школьников израсходовано 2 506 802 руб., на выплату заработной платы учителям и сотрудникам школы – 9 453 890 руб.

Хозяйственная деятельность школы осуществлялась за счет добровольных пожертвований:

оплата коммунальных услуг – 808 028 руб.,

связи и интернета – 144 000 руб.,

услуг охраны – 528 000 руб.,

текущий ремонт – 1 650 000-00 руб.,

приобретение учебного оборудования – 677 016 руб.,

программного обеспечения – 153 234руб.

2.5. Информационные ресурсы

Школа обладает необходимыми ресурсами: кабинет информатики и информационных технологий, наличие компьютеров в административных и учебных кабинетах, выделенный канал Интернет, необходимое программно-методическое обеспечение.

НОУ «Свято-Владимирская Православная школа» имеет официальный сайт (nousvopsch.mskobr.ru) и сайт-спутник(s-vlad-school.ru), на которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от10 июля 2013г. № 582 содержится информация об образовательном учреждении.

С сентября 2012-2013 учебного года НОУ «Свято-Владимирская Православная школа» работает с Московским регистром качества образования, в системе МРКО ведется электронный журнал успеваемости и электронные дневники, осуществляется аттестация педагогических кадров, с ее помощью проводится внешняя оценка качества образования.

Мониторинг учащихся по основным предметам в 5 – 11 классах в этом учебном году осуществлялся через систему СтатГрад. На протяжении последних лет активно используются программно-методические комплексы Microsoft Office, ПервоЛого, обучающие компьютерные программы, электронные версии учебных пособий.

Использование информационно-коммуникационных технологий играет большую роль в проектной деятельности учащихся школы.

2.6. Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой. В 2015 – 2016 учебном году фонд школьной библиотеки составил 28107 экземпляров, в том числе:

  • учебной литературы – 14530 экз.;
  • научно-методической литературы – 230 экз.;
  • художественная литература – 13347экз.

Учебно-воспитательный процесс школы полностью обеспечен учебной, учебно-методической и художественной литературой

2.7. Медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа проводится медсестрой (медицинский кабинет).

2.8. Питание проводится в школьной столовой, осуществляется 2-х разовое, для группы продленного дня- 3-х разовое горячее питание.

2.9. Объектами физической культуры и спорта в школе являются спортивный зал и спортивная площадка.

3. Структура образовательного учреждения и система его управления

3.1. В школе функционируют следующие структурные подразделения:

административное, финансово-хозяйственное, учебно-воспитательное (начальная школа, основная и старшая школа), методические объединения учителей. Данная структура полностью соответствует функциональным задачам образовательного учреждения.

3.2. Управленческая система школы представлена на принципах единоначалия и соуправления.

3.3. Основными формами координации деятельности аппарата управления являются: совещание при директоре, административное и оперативное совещания, заседания методических объединений.

3.4. В управлении подразделениями применяются современные технологии, идет накопление банка данных и обобщение материалов по различным направлениям деятельности образовательного учреждения: вопросам материально-финансового обеспечения, кадровым вопросам, мониторингу учебно-воспитательного процесса, состава учащихся и состояния их здоровья.

4. Контингент образовательного учреждения.

4.1. На протяжении последних трех лет контингент учащихся стабилен, отмечается тенденция к росту.

Учебный год

2013-2014 год

2014-2015

2015-2016

Количество классов

Количество обучающихся

Количество классов

Количество обучающихся

Количество классов

Количество обучающихся

Начальная школа

4

60

4

61

4

61

Основная школа

5

62

5

67

5

60

Старшая школа

2

17

2

20

2

30

Всего обучающихся

11

139

11

148

11

151

Основу контингента составляют дети из православных семей, постоянно проживающие в Москве и Московской области. Более 80% обучающихся проживают на территории других районов города. Доля многодетных семей - 60%.

4.2. В школе функционируют общеобразовательные классы. На 2 и 3 ступени обучения в школе усилена базисная часть учебного плана: увеличено за счет компонента образовательного учреждения количество часов, отводимых на русский язык, математику, географию, химию, биологию.

4.3. Режим работы школы — пятидневная учебная неделя в 1–11-х классах.

5. Кадровое обеспечение.

5.1. Школа укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному расписанию.

2015-2016 учебный год:

  • Всего педагогических работников – 26.
  • Высшее педагогическое образование - 25 чел. (96%);
  • Учёная степень – 3 чел.

5.2. Распределение преподавателей по квалификационным категориям:

первая КК

высшая КК

без категории

12

5

9

46 %

19%

35%

5.3. Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения. Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала школы уровню требований, предъявляемых к современной системе образования, обязывает постоянно совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров. Основными формами этой системы являются самообразование и организованное профессиональное обучение. Повышение квалификации проходит в соответствии со школьным планом – графиком.

6. Результативность образовательной деятельности.

6.1. Результативность освоения обучающимися образовательных стандартов определяется государственной (итоговой) аттестацией обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, системой внешней оценки (СтатГрад, МЦКО), мониторингом образовательных достижений на разных этапах обучения во внутришкольной системе оценки качества образования, анализом творческих достижений школьников.

Результаты итоговой аттестации обучающихся в 2015-2016 учебном году

Класс

К-во уч-ся на начало года

К-во уч-ся на конец года

Успевают на

А/з

% успева-емости

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

1 А

14

14

Безотметочное обучение

2 А

20

19

2

16

1

-

-

100%

95%

3 А

17

15

7

7

1

-

-

100%

93%

4 А

13

13

3

7

3

-

-

100%

77%

5 А

16

14

-

8

6

-

-

100%

57%

6 А

15

13

1

6

6

-

-

100%

54%

7 А

16

14

-

7

7

-

-

100%

50%

8 А

10

10

1

7

2

-

-

100%

80%

9 А

9

9

-

5

4

-

-

100%

56%

10 А

18

19

-

4

15

-

-

100%

21%

11 А

10

11

-

5

6

-

-

100%

45%

Всего

158

151

14

72

51

-

-

100%

62,8%

Качество обученности в 2015-2016 учебном году в начальной школе составило 88%, в основной - 60%, в старшей школе – 24%.

6.2. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 и 11 классах.

В государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования итоговой аттестации в 2015-2016 учебном году участвовали 9 выпускников 9-го класса и 9 выпускников 11-го класса.

Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 классе.

Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе за курс основной школы проходила в форме ОГЭ. Все обучающиеся 9 класса были допущены к государственной итоговой аттестации. Программный материал по предметам усвоен, практическая часть программ выполнена.

Учащиеся сдавали два обязательных экзамена: математику и русский язык, и экзамены по выбору.

Для итоговой аттестации на экзаменах по выбору учащиеся выбрали 7 предметов учебного плана. Наиболее популярными у учащихся 9 классов для прохождения итоговой аттестации оказались такие предметы, как биология, английский язык, физика, обществознание.

Результаты государственной итоговой аттестации в форме

ОГЭ (9 класс)

Предмет

Количество

учащихся

Отметки

Качество

знаний

«5»

«4»

«3»

«2»

Математика

15 (100%)

2

6

7

-

54%

Русский

15 (100 %)

4

5

6

-

60%

химия

1 (7%)

-

-

1

-

0%

физика

3 (20%)

-

2

1

-

67%

биология

4 (27%)

-

2

2

-

50%

литература

2 (13%)

-

2

-

-

100%

английский язык

4 (27%)

3

1

-

-

100%

история

1 (7%)

1

-

-

-

100%

обществознание

3 (20%)

1

2

-

-

100%

Таким образом, результаты ГИА-9 свидетельствуют о хорошей подготовке учащихся к итоговой аттестации, об эффективности внутришкольной системы оценки качества преподавания предметов, выносимых на итоговую аттестацию. Все обучающиеся 9 класса, допущенные до государственной (итоговой) аттестации, успешно ее прошли и получили аттестаты об основном общем образовании.

Результаты ЕГЭ в 11-х классе.

Обязательными экзаменами в форме ЕГЭ были математика и русский язык, остальные предметы - по выбору выпускников.

Результаты ЕГЭ по русскому языку

Параметры

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Всего сдавали экзамен

5

9

11

% сдавших экзамен

100

100

100

максимальный балл учащихся

82

92

96

средний балл

73

74

78

минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором

24

24

24

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2016 году показал, что

все выпускники успешно справились с государственной итоговой аттестацией, на протяжении трех последних лет средний балл по русскому языку является стабильно высоким.

Результаты ЕГЭ по математике

Параметры

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Всего сдавали экзамен

5

7(профильный уровень)

7(профильный уровень)

% сдавших экзамен

100

78

63

максимальный балл учащихся

52

82

74

средний балл

44

64

56

минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором

20

27

27

Из одиннадцати выпускников 11 класса четверо сдавали ЕГЭ по математике базового уровня и получили отличные отметки.

Результаты экзаменов по выбору в форме ЕГЭ.

Выбор предметов для государственной (итоговой) аттестации в 2016 году:

Всего

уч-ся сдававших ЕГЭ

Предмет

Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором

Минимальный балл учащихся

Максимальный балл учащихся

Средний балл

2 (18%)

Литература

32

60

73

66

4 (36%)

Биология

36

48

77

64

2 (18%)

Химия

36

41

57

49

3 (27%)

Физика

36

54

59

57

1 (9 %)

Информатика

40

62

62

62

4 (36%)

История

32

65

86

74

5 (45%)

Обществознание

42

65

72

68

4 (36%)

Английский язык

22

64

85

74

Анализ результатов ЕГЭ показывает, что работа учителей-предметников, методических объединений по подготовке к итоговой аттестации, система контроля качества знаний в 2015-2016 учебном году были эффективными - все выпускники получили аттестаты о среднем общем образовании.

6.3.Участие в олимпиадах и конкурсах.

В 2015-2016 учебном году продолжена работа с мотивированными учащимися: они привлекались к работе над проектами, участию в различных интеллектуальных и творческих конкурсах и олимпиадах.

Следует отметить высокий уровень участия во Всероссийской олимпиаде школьников обучающихся в 5-11 классах. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников – 78 человек. Количество участников, принявших участие в олимпиаде хотя бы по одному из предметов- 100%, по нескольким-78%.

Список призеров окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников

п /п

ФИО

Класс

Предмет

Результат

1.

Дементьева Корнилия

8

МХК

призер

2.

Привезенцева Екатерина

8

МХК

призер

3.

Рейзман Анастасия

10

Обществознание

призер

Призерами Московской олимпиады школьников по изобразительному искусству является ученица 6 класса Васильева Елена и ученик 10 класса Урадовских Николай.

НОУ «Свято - Владимирская общеобразовательной Православная школа» в 2015-2016 учебном году принимала участие в диагностике МЦКО.

Результаты диагностики знаний учащихся

( в присутствии независимого наблюдателя)

Год

Класс

Предмет

5 (отл),

%

4 (хор),

%

3 (удовл),

%

2 (неуд),

%

Средний % выполнения теста учащимися школы

Средний % выполнения теста по Москве

Декабрь 2015г

МГЧ

1

(10%)

7

(70%)

2

(20%)

-

60

56

Декабрь 2015г

10А

МГЧ

-

7

(47%)

8

(53%)

-

51

46

Февраль 2016г

МПУ

1

(8%)

5

(38%)

7

(54%)

-

52

48

Февраль 2016г

Английский язык

3
(21,4%)

5

(35,7%)

2

(14,2%)

3

(21,4%)

54

50

Март

2016г

Математика

2

(18%)

4

(36%)

2

(18%)

3

(27%)

52

55

Март

2016г

Биология

-

6

(50%)

5

(42%)

1

(8%)

56

62

Апрель

2016г

Математика

4

(36%)

3

(27%)

3

(27%)

1

(9%)

73

71

Апрель

2016г

Русский язык

2

(14%)

9

(64%)

2

(14%)

1

(7%)

60

53

Результаты независимой оценки качества знаний (стартовая, промежуточная, итоговая диагностика МЦКО) свидетельствуют о том, что уровень и качество обученности соответствуют средним показателям по г. Москве.

7. Воспитательная система школы

Воспитательная система школы разработана на основе закона «Об образовании», Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа», Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»), Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Концепция воспитательной системы НОУ «Свято-Владимирская школа» основывается на претворении в жизнь христианских ценностей. Формирование православной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей развитие духовно-нравственной сферы обучающихся, высокий уровень образования, целостное христианское мировоззрение, развитое религиозно-нравственное чувство, патриотическое самосознание и гражданскую ответственность, является миссией православной школы. В соответствии с Программой реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» разработана модель личности выпускника нашей школы.

Выпускник православной школы - это человек:

• укорененный в православной вере, традиции и культуре;

• любящий свой край и свое Отечество, ощущающий тесную связь со своим народом, его культурой;

• осознающий и принимающий цели, идеалы и ценности Православия;

• умеющий учиться, осознающий ценность учебы, труда и творчества как дара Божия;

• социально активный, способный к жертвенному служению ближним, к миссионерской деятельности.

Отличительной особенностью школы является благоприятный микроклимат, содружество учеников и учителей, основанное на доверии, уважении и взаимопонимании.

В 2015-2016 учебном году воспитательная работа проводилась по следующим направлениям:

  • Духовно-нравственное
  • Патриотическое
  • Интеллектуально-познавательное
  • Художественно – эстетическое
  • Экологическое
  • Спортивно-оздоровительное
  • Гражданско-правовое
  • Трудовое

Эти направления воспитания дополняют друг друга и обеспечивают всестороннее развитие личности на основе отечественных духовно- нравственных и культурных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитательная деятельность в этом направлении была организована с учётом церковного православного календаря. За время существования школы сложились традиции, имеющие большое значение в воспитательном процессе.

Одной из самых важных традиций является посещение учащимися Богослужений. Дети регулярно бывают на праздничных Литургиях. Ученики 1-5-х классов идут в храм Святой Троицы в Хохлах, ученики 6-11 классов – в храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Большое значение для духовно-нравственного воспитания и развития имеют проповеди, которые в конце Литургии произносят духовники школы протоиерей Сергий Романов и протоиерей Алексий Уминский.

1 сентября в храме Святого равноапостольного князя Владимира традиционно проходит Торжественный молебен на начало нового учебного года. После молебна ребята и родители отправляются в однодневное паломничество, организованное администрацией школы.

В прошедшем учебном году 1 сентября дети посетили:

1 класс - Иоанно-Предтеченский женский монастырь;

2 класс – Зачатьевский монастырь;

3 класс – Высоко-Петровский монастырь;

4 класс – Марфо-Марьинскую обитель;

5-11 классы выезжали в Домодедовский район Московской области и посетили Кресто-Воздвиженский Ставропигальный женский монастырь и село Остров.

В конце учебного года, перед началом экзаменов в 9 и 11 классе, духовниками школы также служатся молебны. Перед выпуском 4-го, 9-го и 11-го классов всегда служится Торжественный Благодарственный молебен на окончание учебного года. В начале каждой учебной недели совершается общешкольный молебен на благополучное учение. В учебные дни в каждом классе начальной школы проходит перед уроками краткий молебен, который служат сами дети вместе с учителем. А ученики 5-11-х классов, помимо молитв перед каждым уроком и по его окончании, со вторника по пятницу совершают общее утреннее молитвенное правило в трапезной старшей школы, за организацию и проведение которого отвечает дежурный класс.

Следуя мысли святителя Феофана Затворника о том, что «лучшим средством в деле религиозно-нравственного воспитания является развитие духа церковности, а лучшей средой – храм Божий и Богослужение», в школе вот уже больше 20 лет поддерживается традиция посещения детьми Богослужений в Двунадесятые праздники, приходящиеся на будний день.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 сентября, был первый церковный праздник, на который по традиции ученики младшей школы и 5 класса вместе с родителями пришли на гимназическую Литургия в храм Святой Троицы в Хохлах, а дети 6-11 классов были на Литургии в храме святого равноапостольного князя Владимира. 4 декабря дети и родители присутствовали на Литургии на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

19 января в день праздника Богоявления (Крещения Господня) дети посещали и свои, и гимназические храмы. В этот день после Литургии традиционно происходит торжественное окропление школы и всех ее помещений Крещенской водой. 15 февраля в праздник Сретения Господня дети приходили на Литургию в гимназические храмы.

В первую седмицу Великого Поста все учащиеся школы посещали свои храмы, где вместе с родителями слушали Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В пятницу первой недели Великого Поста для учеников 5 – 11 классов состоялась гимназическая Литургия Преждеосвященных Даров, на которой старшеклассники читали великопостные часы, богослужебные тексты вечерни, некоторые мальчики прислуживали в алтаре, а участники клиросного школьного хора «Погласица» совместно с хором храма участвовали в Богослужении в качестве певцов.

Очень любят дети посещение Литургии на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Ведь по давней православной традиции в этот праздник выпускают голубей. И на гимназической Литургии в храме Святой Троицы в Хохлах лучшие ученики начальной школы удостоились этой чести. В 1 классе – это Степанова Мария, во 2 классе – Ушакова Эмилия, в 3 классе – Плохотнюк Роман, в 4 классе – Корякова Анастасия.

Во вторник Светлой седмицы все ученики школы присутствовали на Пасхальной гимназической Литургии в храме Живоначальной Троицы в Хохлах. После Литургии состоялся торжественный Пасхальный Крестный ход вокруг храма, после окончания которого все желающие дети по многовековой традиции могли позвонить в колокола на церковной колокольне.

В школе закрепилась ещё одна традиция: после общей трапезы в день праздничной Литургии ученики 6-11 классов собираются на встречу с духовником гимназии, так называемую агапу. Агапы – это регулярные беседы с о. Алексием Уминским на различные темы, волнующие детей и педагогов («Всегда ли мы думаем и поступаем так, как говорим», «О правде и лжи», «О жестокосердии», «О Великом Посте», «О дружбе» и другие). Дети очень любят эти встречи, заранее готовят вопросы для батюшки и нетерпением ждут на них ответы. Агапы проходят и в начальной школе в виде небольших бесед на нравственные темы для младших школьников. Большое впечатление на детей произвели беседы о смысле поста, о том, как правильно надо молиться.

В рамках реализации духовно-нравственного направления было проведено множество общешкольных праздников, викторин, тематических классных часов, внутриклассных бесед духовного содержания с учащимися.

Праздник «День Рождения Школы», приходящийся на день празднования Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в этом году был посвящен духовному покровителю нашей школы святому равноапостольному князю Владимиру и приурочен 1000-летию преставления великого святого. Ученики 5-11 классов праздновали этот день в форме общешкольной викторины о князе Владимире, в начальной школе учащимися 1-4 классов была осуществлена театрализованная постановка «Как князь Владимир веру выбирал».

Рождественский праздник младшей и старшей школ был проведен на Святках. Дети показали музыкальные спектакли: «Щелкунчик» (1-4 классы), «За Рождественской Звездой» и «Без царя в голове» (5-11 классы).

В традиционном Пасхальном концерте во вторник Светлой седмицы участвовали ученики 1-4 классов. Они продемонстрировали свои умения играть на различных музыкальных инструментах, чем удивили присутствующих взрослых и детей.

Внутриклассные беседы и диспуты, классные часы затрагивали извечные нравственные темы - о дружбе, о жизненном выборе, об уважении пожилых людей, о книге, об учебе, о поведении в храме. В феврале в каждом классе старшей школы прошли классные часы, посвященный подвигу Новомучеников и исповедников Российских. Учениками были выпущены специальные газеты, повествующие о событиях тех времен и о новых святых. В 8 и 11 классах прошел классный час, посвящённый Дню политзаключённых.

Посещение выставок, проведение экскурсий и поездок по святым местам – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания учащихся.

Очень запомнилась ученикам 3 класса экскурсия в Исторический музей «Креститель Руси». Учащиеся старших классов (8-11 кл) предприняли экскурсию в Высокопетровский монастырь на тему «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. 1920-1950-е годы».

В дни осенних школьных каникул 7, 9 и 11 классы поехали во Псков с посещением музея-усадьбы «Михайловское», могилы А.С. Пушкина. Большое впечатление на детей произвело паломничество в Псково-Печерский монастырь.

Ученики 7, 8 и 10 классов совершили паломничество по святым местам Крыма.

В школе вот уже несколько лет действует хоровой кружок клиросного пения. В нем принимают участие ученики со 2 класса. Участники клиросного хора «Погласица» регулярно проводят спевки для участия в Богослужениях и поют в качестве второго хора на Гимназических Литургиях. На репетиционных занятиях дети не только изучают церковные песнопения, но и знакомятся с церковно-славянским языком, хранилищем церковной поэзии, стараясь правильно произносить древние священные слова и вникнуть в их глубокий смысл.

«Вера без дел мертва» - сказано в Писании. Традиционная благотворительная ярмарка для детей - сирот (в декабре) и принятие пожертвований к Пасхальным торжествам (март, апрель) являются общим делом, они способствуют воспитанию у школьников таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Патриотическое направление.

В рамках патриотического воспитания, целью которого является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных и этических качеств таких как, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность его защищать, уважение к историческому прошлому и новейшей истории России, совместными усилиями педагогов школы, родителей и учащихся, проводились как общешкольные, так и внутриклассные мероприятия.

Тематические уроки проводились в течении всего учебного года. Так, во 2 классе было рассказано о Дне народного единства, в 3 классе был проведен «Урок мира», посвященный погибшим в школе Беслана детям, с последующим возложением цветов к памятнику детям.

В 1 классе после зимних каникул был проведен урок-отчет «Я люблю тебя, Москва!» по итогам путешествий по Москве в дни школьных каникул. Первоклассники представили рисунки, фотоотчеты, устные рассказы об интересных местах Москвы, что имело не только познавательное значение, но и воспитывало чувство гордости за свой родной город.

В каждом классе начальной школы были проведены классные часы, посвященные Дню Защитника Отечества.

Интересными были тематические уроки в 5 классе «Государственные символы Российской Федерации», в 8 классе - «Китай-город. История и достопримечательности города.», в 10 классе – «Моя Москва -867 лет», «Новомученики Российские» с просмотром фильма «Излечить страх» о Святителе Луке (Войно-Ясенецком).

Традиционно во всех классах и школе отмечался День Победы.

Подготовка к этому знаменательному Дню началась задолго. В рамках подготовки к празднованию 9 Мая ребята начальной школы приняли активное участие в создании выставки «Бессмертный полк». Дети принесли ордена и медали своих дедов и прадедов, воевавших в ВОВ, и рассказывали о подвигах своих родных. В 1 классе был проведен тематический урок «Дети Войны». В 3 классе был проведен классный час «Москва в солдатской шинели». В 4 классе состоялся урок «Карта Памяти», а в течении всего мая ребята смотрели серии документального фильма «Великая Отечественная Война 1941-1945», вызывавший большой интерес как у мальчиков, так и у девочек.

В 5 - 11 классах также проходили тематические классные часы о военном прошлом России, о событиях Великой Отечественной войны. В 5 классе рассказывалось 75-летию битв за освобождение Ленинграда, о битве под Москвой. В других классах также проходили беседы о войне 1941-45 гг. Были организованы коллективные просмотры таких киношедевров как «Баллада о солдате», «Женя, Женечка, Катюша».

В старших классах большое значение в деле патриотического воспитания имеет поисковая деятельность школьников. Это выразилось в создании интереснейших стенгазет, посвященных родственникам-участникам Великой Отечественной войны в рамках акции «Бессмертный полк». 11 класс принял участие в городском конкурсе «Знатоки военной истории» и получил 1 место.

Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны, Поклонной горы и возложение цветов к памятникам воинской славы России, – традиционные мероприятия школы в канун праздника Великой Победы.

Учащиеся всей школы подготовили большой праздничный концерт, посвященный «Дню Победы». Он произвел огромное впечатление не только на бабушек и дедушек наших учеников, переживших военные годы, но на родителей, учителей и самих учеников.

В рамках празднования 1000-летия преставления духовного покровителя нашей школы святого равноапостольного князя Владимира и в младшей, и старшей школах прошли викторины о жизни и деятельности великого святого.

Викторина, посвященная первооткрывателям космоса, была проведена в 3 классе. Ребята не скрывали чувства гордости за свою страну.

В каждом классе обязательно проводились экскурсии, которые не только расширяли кругозор учеников, но и способствовали развитию патриотических чувств, гордости за свое Отечество и его историческое прошлое.

В 1 классе знакомство со школой началось с экскурсии «Здравствуй, школа!». Ребята побывали во всех уголках школьного здания, узнали историю Свято- Владимирской гимназии, почтили память первого директора Светланы Васильевны Козловой.

Третьеклассники посетили Исторический музей с экскурсией на тему «Креститель Руси», ученики 4 класса побывали на выставке боевой техники времен Войны под открытым небом. Старшеклассники посетили музей М.Ю. Лермонтова, музей-квартиру А.С. Пушкина, музей современной истории России, выставку в Центральном Манеже «Православная Русь» – «1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе».

Ученики средней и старшей школы выезжали с экскурсиями во Псков, Санкт-Петербург, Крым.

Все эти экскурсии и поездки открыли много нового и интересного для школьников, погрузив их в историческое прошлое России, заставив задуматься о настоящем и будущем.

Воспитание чувства любви к Родине также достигается через проектную деятельность. Интересно прошел проект-конкурс родителей и детей 1 класса «Праздник родных сердец». Семейные команды рассказывали о традициях своих семей, знакомили с семейными реликвиями, пели любимые песни, участвовали в веселых конкурсах и угощали фирменными фамильными блюдами.

Во 2 классе интересно прошла защита проектов «Города России», «Моя родословная». В 4 классе проекты «Красная книга нашего региона» и «Чудесное путешествие по России» позволил ребятам не только рассказать о тех уголках России, где они были, но и узнать о многих местах, где они еще не были, познакомиться с редкими обитателями России. Проект 4 класса «Нет в России семьи такой (Моя семья во время великой Отечественной войны)» позволил детям понять, что действительно нет такой семьи в России и на территории стран СНГ, которую бы не коснулась война.

В 5-11 классах большое значение для воспитания патриотического чувства имела предметная неделя «Земля - наш общий дом»

Интеллектуально-познавательное направление.

Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя важную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, классные руководители и учителя-предметники формируют трудолюбие и чувство ответственности. Учителя используют различные формы внеурочной образовательной деятельности: подготовка проектов, предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, познавательные беседы и т.д.

Проектно-исследовательский метод широко применяется в практике учителей школы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проекты всегда разнообразны по своей форме и содержанию.

В 1 классе прошла защита проекта «Агния Барто и её герои» (к 110-летию со Дня рождения писательницы). Незабываемым стал первый коллективный творческий проект класса «Мультик первоклассников», инсценировавший песню «Первый раз в первый класс» к празднику «День Учителя».

В рамках работы над проектом «Путешествие в страну Кукол» во 2 классе была проведена большая исследовательская работа. Кругозор второклассников значительно расширился благодаря участию в проектах «Профессии», «Моя родословная», «Города России», «Страны мира», «Многозначные слова».

Масштабный проект 3 класса «Пушкинская Лира» превратился в литературно-музыкальное мероприятие с элементами театрализации, с использованием разнообразных современных средств визуализации и стал настоящим праздником для всех учеников младшей школы и их родителей. Кульминацией проекта стала постановка «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Большую помощь в подготовке праздника оказали родители.

Проекты 4 класса «Красная книга нашего региона», «Чудесное путешествие по России», «Устройства для измерения величин в древности» в рамках проведения тематической недели по математике, проект «Наша сказка» готовились детьми с большим познавательным интересом и воодушевлением.

Проектная деятельность в средней и старшей школе в прошедшем учебном году реализовывалась, преимущественно, в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, в ряде случаев продукт проектной деятельности формировался на стыке естественных и общественных наук.

Стенгазеты, которые выпускали учащиеся средней и старшей школ («Бессмертный полк», о родственниках учеников, прошедших войну, и газеты ко Дню Победы, ко Дню Учителя и к другим праздникам) можно также считать одной из форм проектной деятельности.

В школе регулярно проводятся предметные недели, в которых задействованы все учащиеся, что имеет большое значение в воспитательном процессе. С большим воодушевлением в начальной школе проходила неделя математики. Ребята с большим интересом работали с фразеологическими словарями: искали словесные обороты с использованием слов-названий чисел, выясняли их значение, рисовали картинки к ним. Все работы были размещены в холле младшей школы в общей экспозиции.

В старшей школе учащиеся принимали активное участие в предметной неделе «Земля – наш общий дом».

Участие в предметных олимпиадах - важная часть воспитательной деятельности.

Во Всероссийской олимпиаде по математике "Один пишем два в уме" для школьников 3-4 классов третьеклассники показали хорошие результаты - Ирина Панакшеева и Роман Плохотнюк - 2 место, Владимир Лызлов - 3 место.

Олимпиада «Плюс» 2015 принесла Елизавете Украинцевой и Василиссе Барановой (3 класс) дипломы победителей.

Роман Плохотнюк (3 класс) в олимпиаде «Гелиантус 2015» получил диплом победителя.

В олимпиаде «Русский медвежонок – языкознание для всех 2015» третьеклассники Дария Литовкина заняла 1 место по школе (77 баллов), Георгий Сапрыкин - 2 место по школе (53 балла).

Среди четвероклассников, которые почти в полном составе участвовали в этой олимпиаде, победителями стали Корякова Настя – первое место в школе (74 балла), Сабуров Тимофей – второе место (47 баллов), а третье-четвёртое поделили Шестопалов Алексей и Каткова Таисия (по 46 баллов).

В международном дистанционном блицтурнире «Математический сундучок 2016» Роман Плохотнюк (3 класс) получил Диплом победителя I степени, Дмитрий Гурочкин - Диплом победителя III степени.

В математической олимпиаде «Кенгуру 2016» третьеклассники Роман Плохотнюк занял 1 место в школе (54 балла), Василисса Баранова - 2 место в школе (42 балла).

Математическая олимпиада «Кенгуру-выпускникам» проходила в начале марта. Призёрами стали четвероклассники Каткова Таисия, набравшая 100 баллов, Корякова Настя -96 баллов и Ермоленко Серафима-92 балла.

Также ребята 4 класса участвовали в конкурсе «Естествознание для всех».

Все учащиеся начальной школы показали себя очень заинтересованными и целенаправленными.

Ученики средней и старшей школ регулярно принимают участие в школьном и окружном турах Всероссийской олимпиады, Ломоносовской олимпиады.

Призерами стали:

- В Ломоносовском турнире по своей инициативе участвовала Л. Крехова (11 класс), получила грамоту участника.

- В заочном отборочном туре (декабрь) городского познавательного конкурса «Знатоки военной истории» команда нашей школы заняла 1 место. В финальном этапе 16 марта приняли участие 19 команд учащихся средних школ и лицеев г. Москвы и Подмосковья. Команда нашей школы стала призером.

Много детей любят участвовать в олимпиадах по ИЗО.

В начальной школе в школьном туре участвовали почти все дети начальной школы, особенно активно первоклассники - Германика Октавия, Степанова Мария, Лагутина София, Украинцева Любовь.

Среди учащихся 5-11 классов в школьном туре по ИЗО стали

- призерами - Абасеев Илья, Литовкина София, Терентьев Даниил (5 кл.), Баранова Анастасия, Крехова Мария (6 кл.), Осипова София, Муханов Глеб, Дементьева Галина (7 кл.), Насонова София (10 кл.);

- победителями - Гурочкина Ксения, Соломанин Савелий (5 кл.), Васильева Елена, Муханова Мария (6 кл.), Ершова Лидия, Хрущева Вера (7 кл.), Урадовских Николай (10кл.).

В Окружной олимпиаде по ИЗО среди учеников начальной школы в номинации «Тематический рисунок» 1 место заняла Ковешникова Рада (2 кл.), 2 место заняли Степанова Мария (1 кл.) и Филимонов Григорий (2 кл.), 3 место поделили Урадовских Иван (2 кл.), Романова Елена (3 кл.) и Корякова Анастасия (4 кл.).

В городском туре олимпиады по ИЗО Кавешникова Рада (2 кл.) получила 1 место, Урадовских Николай (10кл.) получил 3 место и похвальную грамоту. Призером Московской городской олимпиады по изобразительному искусству стала Васильева Елена (6 класс).

Викторины и конкурсы - важные элементы воспитательной работы. В течение года они проходили как в младшей, так и старшей школах.

В 1 классе весь год действовал Клуб Книголюбов, и дети были активными его участниками. В нем были проведены викторины «Что? Где? Когда?» к 180-летию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Крестики-нолики» - (игра-викторина) к 90-летию писателя Д. Родари и 90-летию создания сказки «Бармалей» К. Чуковского. Итогом работы клуба стал «Интеллектуальный марафон» первоклассников.

Необычное мероприятие в 1 классе провел пятиклассник Пузанов Кирилл, огромный любитель кошек. В рамках существования «Дня Кошек» он подготовил и провел для первоклассников занимательную викторину об этих удивительных животных.

В 3 классе прошел Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина, посвященный годовщине смерти великого поэта, в ходе которого ребята познакомились с фактами биографии поэта, проверили знания сказок Пушкина. Дети с удовольствием принимали активное участие в игровых тематических занятиях «Я – гражданин», «Знай правила движения, как таблицу умножения», «Математический калейдоскоп».

Проходивший в начальной школе конкурс чтецов дал прекрасные результаты: дети выучили большое количество стихов, развили свою память и узнали много нового о русских поэтах.

Во Всероссийской викторине "Бабушкины сказки" для школьников 1-3 классов (октябрь 2015) отличились ученики 3 класса - Лызлов Владимир занял 2 место, Дмитрий Гурочкин, Роман Плохотнюк, Ольга Грэмбош, Ирина Панакшева получили по 3 месту.

В 5- 11 классах надолго запомнится общешкольная викторина, посвященная 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, превратившаяся в настоящий праздник, в котором серьезные вопросы и задания о великом святом чередовались с шуточными и музыкальными. Дети с большим интересом отвечали на вопросы и узнали много нового о жизни духовного покровителя нашей школы.

В рамках городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств» состоялся Московский конкурс детского рисунка «Московский вернисаж». В его окружном этапе участвовали Урадовских Иван (2 кл.), Гурочкин Дмитрий (3 кл.), Бернгардт Герман и Крыловская Тамара (9 кл.).

Накануне Дня Учителя традиционно старшеклассники вели уроки в младших классах. Эти уроки оказывают большое впечатление на младших учеников школы и являются хорошим воспитательным моментом как для учеников, так и для «учителей». В этом учебном году с большим удовольствием и интересом ученики 6 класса слушали на таком уроке Варвару Карикину и Юлию Коршунову (11 класс), которые приготовили много разных и интересных заданий для учащихся. Открытые уроки старшеклассников всегда способствуют не только познавательной деятельности учащихся, но и самообразованию в нужной области.

Познавательные беседы в начальной школе дают хороший результат. Так, например, в 1 классе прошли «Яблочные посиделки», интегрированная беседа с участием детей и их родителей, в которой в игровой форме непринужденно происходило обучение грамоте, математике, окружающему миру, развивалась речь ребенка).

С детьми 1- 5 классов также регулярно проводились воспитательные беседы о правилах поведения в школе.

Неожиданные и оригинальные формы учебно-познавательной деятельности использовались в школе.

Так, традиционный праздник первоклассников «Прощание с Букварем» помогли провести учащиеся 5 класса. Они появились ко всеобщему удовольствию в виде сказочных героев. Праздник получился не только веселым, но и познавательным для всех его участников.

Надолго запомнится детям всей школы проходивший в апреле 2016 года общешкольный уникальный концерт-лекция «Музыка Черного и Средиземного морей», который провели музыканты-исполнители на редких музыкальных инструментах.

Одной из форм расширения кругозора, ознакомления с нашим городом, сплочения классного коллектива являются паломничества и экскурсии, организованные классными руководителями и родителями. Они способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей, эстетического вкуса, творческих способностей учащихся, является хорошей практикой культурного поведения в общественных местах. В школе сложилось целое направление - музейная педагогика.

Необходимой и важной для первоклассников была экскурсия-путешествие «Моя школа». Ученики 2 класса начали учебный год с экскурсии в школьную библиотеку.

В начальной школе также были организованы экскурсии в мемориальный дом-музей В.Л. Пушкина, где часто бывал у своего дяди великий поэт А.С.Пушкин, музей Леса и аквариум, музей уникальных Кукол, город мастеров «Мастерславль».

Младшие школьники также побывали в Третьяковской галерее, доме-музее В.М.Васнецова, совершили экскурсии-прогулки в музей-заповедник Коломенское с посещением экспозиций «Вехи истории Коломенского», «Денежная реформа царя Алексея Михайловича», «Домик Петра I», в музей-заповедник «Царицыно».

В средней и старшей школе классными руководителями и учителями-предметниками, в соответствии с учебным планом были организованы и проведены обучающие экскурсии. Ученики школы являются частыми гостями Исторического музея, музея Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнического музея, Манежа, музея Современной истории России, Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова, музея занимательных наук «Экспериментаниум», Дарвиновского музея, ГБМ им. К. А. Тимирязева, музея Космонавтики, музеев отечественных поэтов и писателей (Н.В.Гоголя, А.М.Горького, А.П.Чехова, М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой). Дети совершили экскурсию «Улицы Китай-города», выезжали в экскурсионные поездки во Псков с посещением музея-усадьбы «Михайловское» и могилы А.С.Пушкина, Крым, Санкт-Петербург.

Художественно-эстетическое направление.

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит художественно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В рамках этого направления школьники участвовали в традиционных концертах и театральных постановках к школьным праздникам, поэтических и художественных конкурсах, конкурсах и концертах окружного и городского уровня. Традиционными являются общешкольные праздники:

  • День Учителя;
  • Праздник «День Рождения школы»;
  • Рождественский праздник;
  • Масленица;
  • Пасхальный праздник;
  • Праздник «День Победы»;
  • Выпускной 4 класса «Прощай, начальная школа!»;
  • Последний звонок в 9 и 11 классах.

Спектакли или небольшие театрализованные сценки готовятся к каждому школьному празднику. Эти мероприятия совершенствуют и развивают индивидуальные творческие способности учащихся, развивают художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное. Общешкольные концерты и конкурсы (Рождественский праздник, Масленичный и Пасхальный концерты, конкурс чтецов во всех классах, театрализованные проекты, праздник «День Победы») способствуют эстетическому развитию школьников, обучают их быть не только прекрасными исполнителями, но и благодарными слушателями и зрителями.

В этом учебном году на праздник Рождества Христова старшеклассники порадовали всех двумя спектаклями - музыкальной сказкой «В поисках Рождественской Звезды» по мотивам детского мюзикла «Маша и Витя против диких гитар» и христианской сказкой-притчей «Без Царя в голове». Учениками младшей школы был поставлен музыкальный спектакль «Щелкунчик» по мотивам одноименного балета П.И.Чайковского.

В праздник «День Победы» всех зрителей до глубины сердца тронуло театрализованное выступление 10-классников постановкой «Письма с фронта».

На Последний звонок выпускники 9 класса показали лирический спектакль «Маленький принц» по мотивам одноименной сказки А.де Сент- Экзюпери, а 11-классники - веселый спектакль «Сказка о трех апельсинах», поставленный в традициях итальянской комедии дель арте.

Традиционными для школы являются выступления школьного ансамбля казачьей песни «Владимирцы», который знакомит учеников с фольклорной музыкой, и чьи выступления составляют неотъемлемую часть всех праздников. В минувшем учебном году «Владимирцы» были участниками многих фестивалей и конкурсов.

Участие детей в олимпиадах по ИЗО, различных художественных конкурсах способствует не только повышению творческих умений, креативности, но и эстетическому развитию личности ребенка. Кроме участия в школьном, окружном и городском турах олимпиады по ИЗО, ученики школы были участниками Международного конкура «Всемирное наследие – взгляд молодёжи 2016» под эгидой ЮНЕСКО, организатором которого стал Департамент образования города Москвы ГАОУ ВО Московский институт открытого образования ЦНХО. Наши ученики Глухова Анна, Плохотнюк Роман (3 кл.) и Урадовских Иван (2 кл.) стали там победителями, получили 1-е место.

В этом году продолжается традиция устроения необычных концертов исполнителей на музыкальных инструментах, творческих коллективов перед учениками нашей школы. Почти все учащиеся и преподаватели пришли на апрельский концерт-лекцию «Музыка Черного и Средиземного морей». Дети с большим интересом слушали рассказ Анны Тончевой, удивительного музыканта и собирателя древних музыкальных инструментов, о редких народных инструментах, распространенных в прибрежных районах Черного и Средиземного морей. Никого не оставил равнодушным и сам концерт ансамбля музыкантов, а пение певицы Елизаветы Светозаровой стало украшением этого выступления. Детская аудитория была очень довольна.

Коллективное посещение театров и концертов, художественных выставок и музеев является важной частью эстетического воспитания. Ученики старшей школы очень активно посещали драматические спектакли, что имело для них и познавательное значение. Учащиеся начальной школы регулярно посещали различные выставки и постоянные экспозиции художественных музеев Москвы.

В школе систематически представлялись выставки рисунков и фоторабот учащихся («Мое лето», «Здоровый образ жизни»), к праздникам «День Учителя», «День рождения школы», «Рождество Христово», «Пасха», «День Победы». Детскими рисунками также оформлялся и зал, где проходили представления. Порадовали также и неожиданные выставки рисунков учеников 1 и 2 классов, которые показали большой творческий потенциал младших школьников. В мае впервые была проведена выставка работ учителей и учащихся 3-4 классов, выполненных в технике декупажа по дереву

Ученики нашей школы в этом учебном году стали участниками региональной выставки «Учителя и Ученики», организованной Общественным фондом «Международный Художественный фонд» Московского объединения художников МХФ. Это – Крыловская Тамара, Щенников Андрей (9 кл.), Гурочкин Дмитрий (3 кл.), Урадовских Иван (2 кл.).

4 класс - Проект «Наша Сказка». Работа над иллюстрациями.

Подготовка сувениров и украшений для класса к Пасхе. При изготовлении сувениров ребята особенно запомнили сувениры, выполненные в технике «Декупаж».

Создание пластилинового мультфильма про свой класс.

Работа на занятии мастер-класса по росписи ваз, в подарок учителям и сотрудникам школы.

Для развития творческих задатков, способностей, дарований, талантов учащихся, отвечающих художественно-эстетическому развитию личности, большое внимание уделяется в школе организации внеурочной деятельности учеников через занятия в кружках. Кружковой работой было охвачено около 50% учащихся от общего числа. Дети активно посещают художественные кружки (кружок керамики «Волшебная глина», кружок живописи «Веселая кисточка», кружок росписи по дереву «Жар-Птица»,), результаты деятельности которых отражены на выставочных стендах школы.

Так, например, кружок «Волшебная глина» ко Дню рождения школы подготовил выставку работ по мотивам раннехристианских символов церковно-славянской азбуки. Были сделаны керамические пластины с изображением букв и символов. На Рождественский праздник дети представили выставку «Рождественская деревня», а к Пасхе ребята показали коллективную работу «Пасхальное яйцо», собранное из 20 отдельных пластин. В рамках празднования дней славянской письменности был проведен мастер-класс по изготовлению открыток с христианскими символами (бумагопластика), организована выставка работ учителей и обучающихся 3-4 классов, выполненных в технике декупажа по дереву.

Кружок клиросного пения «Погласица» участвует не только в Гимназических Литургиях, но и в школьных концертах.

Выпуск традиционного журнала начальной школы «Красно солнышко» - всегда значительное событие. Обычно журнал выходит к большим школьным праздникам. Собираются творческих работы учеников, учителей, родителей – рисунки, сочинения в прозе и стихах, загадки, ребусы, кроссворды, из этих работ и формируется очередной номер журнала. Ознакомиться с журналом можно и в электронном виде. Творческие работы учеников 5-11 классов и их наставников появляются в журнале «Гимназист». Каждый выпуск этих журналов - это большой общешкольный проект в соавторстве детей и взрослых.

В прошлом учебном году появился информационный видеовестник школы – «Школьные новости». Ребята сами снимают сюжеты, пишут к ним тексты. В школе существует сайт, где разнопланово отображены жизнь и деятельность школы, основные события истории и сегодняшний день школьного сообщества.

Экологическое направление.

Это направление имеет целью изучение природы, понимание ее значения для человека, осознание необходимости беречь и защищать природу, охранять исчезающих животных и растения. С большой увлеченностью дети принимают участие во всех практических мероприятиях этого направления.

Были организованы следующие мероприятия:

- познавательные викторины и марафоны - «Здравствуйте, пернатые друзья!», «Танцы цветов» (1 кл.);

- изготовление кормушек для птиц собственными руками (1, 5 классы);

- сбор семян для зимующих птиц (2 кл.);

- проекты « Красная книга нашего региона», « Чудесное путешествие по России», «Цветы для школьной клумбы» (4 кл.);

- наблюдения за изменениями в природе (2 кл.);

- классные часы, беседы и диспуты на темы: «Бережное отношение к родной земле», «Знакомство с комнатными растениями и правила ухода за ними» , «Лесная карусель», «Планета Земля в опасности» , «Отдыхай летом правильно» , «Экологическое путешествие», «Экологические катастрофы», «Вода – наше богатство» , «Береги свет!»;

- конкурс рисунков «Мир живой природы» (5 кл.);

- коллективная презентация «Природа вокруг нас» (5 кл.).

- предметная неделя «Земля – наш общий дом», где были затронуты экологические проблемы.

Регулярно проводятся экологические рейды по уборке листьев. Все дети школы с удовольствием ухаживают за растениями в своем классе.

В средней школе экологическое направление реализуется, в основном, в рамках внеурочной деятельности по биологии и географии (сотрудничество с экологическим центром на Воробьёвых горах, факультетом географии МГУ). Учащиеся 7 - 10 классов готовились и участвовали в школьном туре Всероссийской олимпиады по экологии. Ежегодно в школе празднуются День птиц, День Земли. Ребята вместе с учителями участвуют в экологических акциях ГБМ им. К. А. Тимирязева.

Спортивно–оздоровительное направление.

Привлекая учащихся к занятиям в спортивных кружках, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий, учителя физкультуры способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе.

В этом учебном году в этом направлении проводилась следующая работа:

  • «Веселые старты»- соревнования в начальной школе;
  • спортивно - развлекательном состязание «Эстафета сказочных героев», «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы скакать» (упражнения и игры со скакалкой, (1 кл.)
  • строительство «снежного городка» - спортивные зимние развлечения на воздухе ;
  • подвижные перемены;
  • проведение внутришкольных соревнований по шашкам, теннису;
  • проведение Масленицы в школьном дворе, с использованием подвижных и спортивных игр и аттракционов;
  • проведение бесед с учениками по пропаганде здорового образа жизни на следующие темы - «Дороже алмаза - наши два глаза», «Правила поведения на каникулах», «Зимние опасности», «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» (о витаминах), «Вредные привычки – что это?», «Отдыхай летом правильно», «Гигиена правильной осанки», «Любимый вид спорта», «Мой внешний вид – залог здоровья»».
  • защита презентаций «История возникновения олимпийских игр»;
  • посещение катка;
  • работа спортивного кружка общей физической подготовки;
  • проведение «Час здоровья - «Спорт, здоровье и игра-наши лучшие друзья!» (1 кл.), Дней Здоровья.

Среди форм работы по привитию здорового образа жизни, укреплению физического развития школьников наиболее востребованными были конкурсы, соревнования, физкультминутки на уроках, игровые перемены, «веселые старты».

Гражданско - правовое направление.

Ученикам начальной школы на уроках были даны представления о родном крае, городе, стране. Дети познакомились с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «Декларация прав ребёнка», «Государственные символы России: герб, гимн, флаг». В школе классными руководителями были разработаны и проведены тематические классные часы гражданско-правовой тематики, классные часы и беседы о семье и современном обществе.

Это - классный часы «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека», «Правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми», «я гражданин своей страны», «Я выбираю сам», беседа о пятой Евангельской заповеди - «Что значит - почитать родителей?», беседы о профилактике правонарушений во время летних каникул.

Первоклассники с большим вниманием участвовали в беседах «Я и моя семья. Мои права и обязанности», «Я и моя школа. Мои права и обязанности» и «Я и моя страна. Мои права и обязанности», а также в игре «Разрешается – запрещается».

С целью привития устойчивых навыков безопасного поведения на улицах мегаполиса во всех классах прошли беседы, посвященные правилам дорожного движения, - «Правила пешехода», «Внимание, дети!». Детьми под руководством педагога был разработаны безопасные маршруты от дома до школы. Во всех классах начальной школы была проведена интерактивная игра - урок по ПДД. Все ученики были ознакомлены с уставом внутренней жизни и правилами, принятыми Свято-Владимирской школой.

Трудовое направление.

Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности.

Основополагающей идеей этого направления является осознание ценности систематического, совместного, созидательного, творческого, социально значимого труда.

Цели этого направления:

  • совершенствование навыка организации коллективного труда, уважать труд и людей труда, воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность за результаты труда;
  • вооружение учащихся основными трудовыми умениями и навыками;
  • формирование убеждения в том, что труд по самообслуживанию – это проявление принципа справедливости, способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне.

В рамках этого направления в школе прошли следующие мероприятия:

  • беседы «Кто такой дежурный?», «Как я помогаю дома старшим», «Как содержим мы в порядке наши книжки и тетрадки», «Как мы выполняем свои поручения», (в начальной школе);
  • операция «Чистюля» (1 кл.);
  • трудовой десант «Сделаем школу светлее и чище!»
  • внеклассные мероприятия «Уход за одеждой», «Хозяюшка»;
  • проведение целевых инструктажей по технике безопасности;
  • дежурство по классной комнате и трапезной;
  • уборка школьной территории;
  • подготовка учебников к сдаче в библиотеку «Долго живи, многим служи!».

В целях знакомства с различными профессиями ученики 3 , 4 и 6 классов побывали на экскурсии в «город Мастерславль». В ходе экскурсии ребята попробовали себя в роли таможенника, гида, археолога, кондитера, спасателя, стоматолога, строителя, медсестры грудничкового отделения детской больницы, костюмера, водителя самосвала. За работу платили зарплату в валюте Мастерславля – талантах, на которые можно было посетить или аттракцион, или купить что-нибудь в буфете, или посетить мастер-класс по желаемой профессии.

Четвероклассники с большим удовольствием посетили хлебозавод №7, и это событие надолго им запомнилось.

Формирование трудовых навыков проходило также и на уроках художественного труда

Для проведения благотворительной ярмарки в пользу детских домов Тульской области дети сами изготавливали различные поделки, творческие работы. К праздникам Рождества Христова и Пасхи учащиеся украшали свои классы.

Данное направление воспитательной работы позволяет ученикам школы проявлять качества коллективизма и взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности, трудолюбия и ответственности, целеустремлённости и честности.

Реализация основных направлений воспитывающей деятельности была бы невозможна без сотрудничества с родителями.

Родительским комитетом и родителями каждого класса в течение года оказывалась систематическая помощь в организации учебного процесса, подготовке костюмов и декораций к спектаклям, проведении экскурсий, организации праздников. При поддержке и активном участии родителей дети успешно справлялись с проектными и творческими заданиями.

Общешкольное родительское собрание «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в 2015-2016 учебном году», классные родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями обучающихся, анкетирование на родительских собраниях показали, что родители, в основном, удовлетворены результатами образовательной деятельности и воспитательной системой школы. Для педагогического коллектива школы эта оценка очень значима, она является подтверждением развития школы и реализации ею своей миссии.

Выпускник православной школы, научившись согласовывать свои стремления и жизненные цели с промыслительной волей Бога, выходит в жизнь подготовленным к ее испытаниям. Русская Православная Церковь вместе с обществом через православное образование формирует сознание детей и систему нравственных координат, дает им духовную опору, укрепляет традиционные ценности и духовно- нравственные основы нашего общества.