Публичный доклад руководителя

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД ДИРЕКТОРА
Негосударственного общеобразовательного учреждения «Свято-Владимирская Православная школа»

Кондюриной Марины Леонидовны

за 2016 – 2017 учебный год

Публичный докладявляется аналитическим отчётом о деятельности школы в 2016-2017 учебном году.

Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской, об образовательной деятельности школы, об основных результатах и перспективах её функционирования и развития.

Данный доклад составлен на основании самоанализа работы образовательного учреждения, основных документов, регламентирующих образовательную деятельность, анализа организации учебного процесса, состояния воспитательной работы, в нем дана оценка местаи роли образовательного учреждения в системе образования города Москвы.

Введение. Краткая историческая справка

Свято-Владимирская школа была образована в 1991 году. Инициативную группу составили родители и педагоги, являвшиеся членами православного прихода храма святого равноапостольного князя Владимира в СтарыхСадех. Первый учебный год начался во второй половине сентября, так что День рождения школы приурочен к празднованию Казанской иконе Пресвятой Богородицы (4 ноября). Принимались преимущественно православные дети из различных московских приходов с благословения духовника, хотя былинередки случаи последующего воцерковления детей и их родителей.

За первые годы существования школа не раз меняла места свой адрес. Начальная школа (1-3 классы) сначала находилась на базе детского сада № 623 (ул. Новинки,19б). Там же была организована разновозрастная православная группа детского сада. Сначала школа задумывалась ее создателями как часть единого воспитательного комплекса, который назывался до 2001 года Свято-Владимирский Учебный центр. В разные годы он включал в себя ряд учебных групп и объединений, которые начинали свое существования на базе православной общиныеще в середине 80-х годов- церковно-хоровые кружки, летние православные лагеря (деревня Скорбежево Ярославской области, село Горелец Костромской области), воскресная школа, кружки церковно-прикладного искусства. В состав Учебного центра с 1995 по 2001 г. входила такжеучебная мастерская, дававшая профессиональную подготовку по профессии столяр.

Средние и старшие классы были набраны на второй учебный год и сначала располагались в школе №36 на территории Зачатьевского монастыря. Затем была школа № 513 на ул. Велозаводская (стация метро«Автозаводская»), где арендовались кабинеты во вторую смену. Первые лицензии (с 1992 года) Учебный центр получал на один учебный год, на время аренды помещения. Естественно, постоянно стоял вопрос о выживаниишколы в следующем учебном году. И только в 1994 году старшие классы переехали в Ивановский монастырь, в только что освобожденные фабрикой им. Советской Армии полуподвальные помещения. Сейчас там располагается школьная библиотека.

Возникновение и первые шаги школы совпали с нелегкими временами в стране.Переезд в Ивановский монастырьозначал, что обучающиеся и сотрудники школы попали в невероятно тяжелые материальные условия: не- отремонтированные помещения, отсутствие отопления (приходилось заниматься в верхней одежде), условий для приготовления горячего питания. Кроме того, не хватало учебников, пособий, не было технического оборудования, школьной мебели, классных досок. Несмотря на тяжелые условия учебы, многие верующие родители стремились отдать своих детей в школу, где они приобретут твердые нравственные ориентиры через изучение христианского вероучения и участие в жизни Церкви. Уже со второго года существования количество учеников в школе превысило 110 человек. В 1995 году школа получила первое Свидетельство о государственной аккредитации.

Школа завершила свой 23-й учебный год. Характерной чертой нашей жизни и работыв течениепоследних лет является стабильность, без которой реализация любых проектов, да и вообще развитие в целом становятся невозможным. Это отражается в деятельности по осуществлению духовно-нравственного воспитания и личностно-ориентированного обучения, освоению новых педагогических технологий, активной методической работе. Опыт работы нашей школы показывает, чтов современном российском обществе оказываются востребованными православное учение и практика церковной жизни, которыепомогают в решении важных задач образования, воспитания, укреплении семьи и общества.

1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения

1.1. Нормативные документы.

Учредителями являются:

Местная религиозная организация Православный приход храма святого равноапостольного князя Владимира в СтарыхСадех г. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви;

Православная религиозная организация Иоанно-Предтеченский женский монастырь г. Москвы Русской Православной Церкви.

Устав образовательного учреждения (новая редакция) соответствует требованиям закона «Об образовании», рекомендательным письмам Минобразования России. В школе имеютсялокальные акты в части содержания образования, организации образовательного процесса, прав обучающихся. Локальные акты разработаны в соответствии с действующим законодательством и спецификой образовательного учреждения.

Педагогическим коллективом школы разработаны и согласованы с учредителями и Попечительским советом Программа развития и Образовательная программаНегосударственного общеобразовательного учреждения « Свято-Владимирская Православная школа».

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, реализующий принципы, заложенные вГосударственной программе города Москвы на среднесрочный период(2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)- доступность, качество, эффективность образовательного процесса.

Учебный план школы реализует общеобразовательные программы и определяет в соответствии сФедеральным базисным учебным планом, и федеральными государственными образовательными стандартамиперечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступениобучения.Особенностью учебного плана являетсяведение курса «Основы православной веры» с 1 по11класс(в 4 классе -в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в других классах- за счет часов компонента образовательного учреждения)

1.2.Лицензия на право ведения образовательной деятельности, выданная Департаментом образования г. Москвы:№ 034208 от 30.09.2013 г., серия 77ЛО1 № 0001626,дающая право осуществления образовательной деятельности по следующимобразовательным программам:

o Начальное общее образование

o Основное общее образование

o Среднее общее образование

1.3.Свидетельство о государственной аккредитации выдано Департаментом образования города Москвы, регистрационный номер 001452 от 30.04.2014 г., серия 77А01 № 00014562.

1.4. Конфессиональное представлениевыдано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Московского патриархата Священного Синода Русской Православной Церкви,регистрационный номер

КП-15/84 от 19.03.2015г.

2. Материально-техническая базаи социально-бытовое обеспечение

2.1.Школа находится навыделенной территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, имеет отдельный вход, располагается в двух зданиях (одно предназначено для начальной школы, другое - для основной и старшей).Здания построены в середине 19 века, состояние постройки хорошее, капитальный ремонт – перестройка (1992-2015 гг.)

В школе имеются:

23 учебных кабинета,

1 – актовый зал.

Для проведения практических занятий:

кабинет биологии – 1,

кабинет химии -1,

кабинет физики – 1,

лаборатория (химия),

компьютерный класс – 1,

библиотека(112 кв.м)имеет три помещения: читальный зал – 1, хранилище для учебной литературы – 1, хранилище для художественной литературы – 1;

административные помещения – 5 (кабинет директора, кабинет зам. директора по УВР, кабинет зам.директора по АХЧ, кабинет духовника, кабинет главного бухгалтера);

служебные помещения -(учительские – 2, пункт охраны - 1, медицинский кабинет – 1, канцелярия – 1, комната рабочего по зданию – 1, тренерская – 1, кабинет логопеда – 1, мастерская – 1.

Комплектация школы производится из средств учредителей и добровольных пожертвований.

2.2.Для оснащения кабинетов в наличии имеются:

персональные компьютеры с ЖК мониторами - 21 шт.

комплект ноутбуков мобильный старшей школы – 19 шт.

комплект ноутбуков мобильный младшей школы – 18 шт.

ноутбук – 7 шт.

мультимедийные проекторы – 17

интерактивная доска – 10 шт.

слайд- проектор - 1 шт.

цифровая фотокамера - 1 шт.

сканер - 2 шт.

ксерокс - 4 шт.

принтер – 5 шт.

МФУ - 9 шт.

телевизоры – 7

DVD-плееры – 4

музыкальный центр – 3

цифровое фортепиано – 1

В кабинете информатики имеется:

персональные компьютеры с ЖК мониторами - 16 шт.,

мультимедийных проекторов - 1 шт.,

маркерная доска – 2 шт.,

принтер - 1 шт.,

цветной принтер - 1 шт.,

копир -1 шт.

2.3.Лицензионный норматив по площади на одного обучаемого выдерживается в соответствии с требованиями. Школьная площадь составляет 1752, 1 кв.м., реальная площадь на одного обучаемого в образовательном учреждении составляет 11,92 кв.м.

2.4.Финансовые ресурсы.

Всего из бюджета города Москвы с 01.09.2016 по 31.08.2017 были предоставлены субсидии

в размере 11 999 433-00 руб.,

в том числе:

в 2016 г. 4 430 756-00 руб. (из них на питание 1 277 053-00 руб.; на зарплату учителей – 3 153 703-00 руб.)

в 2017 г. субсидия составила 7 568 677-00 руб. (из них на питание 1 346 177-00 руб., на зарплату учителей 6 222 500-00 руб.), т.е. поквартально:

в I квартале – 3 031 516-00 руб. (из них на питание 743 921-00 руб.,

на зарплату учителей – 2 287 595-00 руб.);

во II квартале – 2 984 778-00 руб. (из них на питание – 602 256-00 руб.,

на зарплату учителей – 2 382 522-00 руб.);

в III квартале – 1 552 383-00 руб.(на зарплату учителей) .

Всего из этих средств на организацию питания школьников израсходовано

2 623 230-00 руб., на выплату заработной платы учителям и сотрудникам

школы – 9 376 203-00 руб.

Хозяйственная деятельность школы осуществлялась за счет добровольных

пожертвований:

оплата коммунальных услуг – 955 790-00 руб.,

связи и интернета – 183 200-00 руб.,

услуг охраны – 560 000-00 руб.,

текущий и капитальный ремонт – 1 950 000 руб.,

приобретение оборудования для организации питания – 95 000-00 руб.,

резиновое покрытие для детской площадки – 190 222-00 руб.,

программного учебного оборудования – 78 000-00 руб.,

приобретение электрооборудования – 143 000-00 руб.

2.5.Информационные ресурсы

Школа обладает необходимымиресурсами:кабинет информатики и информационных технологий, наличие компьютеров в административных иучебных кабинетах, выделенный канал Интернет, необходимое программно-методическое обеспечение.

НОУ «Свято-Владимирская Православная школа» имеет официальный сайт (nousvopsch.mskobr.ru)и сайт-спутник(s-vlad-school.ru),на которыхв соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от10 июля2013г. № 582 содержитсяинформация об образовательном учреждении.

С сентября 2012-2013учебного года НОУ «Свято-Владимирская Православная школа» работает с Московским регистром качества образования, в системе МРКО ведется электронный журнал успеваемости и электронные дневники, осуществляется аттестация педагогических кадров, с ее помощьюпроводится внешняя оценка качества образования.

Мониторинг обучающихся по основным предметам в 5 – 11 классах в этом учебном году осуществлялся через систему СтатГрад. На протяжении последних лет активноиспользуютсяпрограммно-методические комплексы MicrosoftOffice, ПервоЛого, обучающие компьютерные программы, электронные версии учебных пособий.

Использование информационно-коммуникационных технологийиграет большую роль в проектной деятельности обучающихся школы.

2.6.Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой. В 2015 – 2016 учебном году фонд школьной библиотеки составил 28107 экземпляров, в том числе:

  • учебной литературы – 14530 экз.;
  • научно-методической литературы – 230 экз.;
  • художественная литература –13347экз.

Учебно-воспитательный процесс школы полностью обеспечен учебной, учебно-методической и художественной литературой

2.7.Медицинское обслуживание и лечебно-оздоровительная работа проводится медсестрой (медицинский кабинет).

2.8.Питание проводится в школьной столовой, осуществляется 2-х разовое, для группы продленного дня- 3-х разовое горячее питание.

2.9. Объектами физической культуры и спорта в школе являютсяспортивный зал и спортивная площадка.

3. Структура образовательного учреждения и система его управления

3.1. В школе функционируют следующие структурные подразделения:

административное, финансово-хозяйственное, учебно-воспитательное (начальная школа,основнаяи старшая школа),методические объединения учителей. Данная структура полностью соответствует функциональным задачам образовательного учреждения.

3.2. Управленческая система школы представлена на принципах единоначалия исоуправления.

3.3. Основными формами координации деятельности аппарата управления являются: совещание при директоре, административное и оперативное совещания,заседания методических объединений.

3.4. В управлении подразделениями применяются современные технологии, идет накопление банка данных и обобщение материалов по различным направлениям деятельности образовательного учреждения: вопросам материально-финансового обеспечения, кадровым вопросам, мониторингу учебно-воспитательного процесса, состава обучающихся и состояния их здоровья.

4. Контингент образовательного учреждения

4.1.На протяжении последних трех лет контингент обучающихся стабилен,отмечается тенденция кросту.

Учебный год

2014-2015 год

2015-2016

2016-2017

Количество классов

Количество обучающихся

Количество классов

Количество обучающихся

Количество классов

Количество обучающихся

Начальная школа

4

61

4

61

4

60

Основная школа

5

67

5

60

5

64

Старшая школа

2

20

2

30

2

27

Всего обучающихся

11

148

11

151

11

151

Основу контингента составляют дети из православных семей, постоянно проживающие в Москве и Московской области.Более 80% обучающихся проживают на территории других районов города.Доля многодетных семей -58%.

4.2. В школе функционируют общеобразовательные классы. На 2 и 3 ступени обучения в школе усилена базисная часть учебного плана: увеличено за счеткомпонента образовательного учреждения количество часов, отводимых на русский язык, математику, географию, химию,биологию.

4.3. Режим работы школы —пятидневная учебная неделя в 1–11-х классах.

5. Кадровое обеспечение

5.1. Школа укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному расписанию.

2016-2017 учебный год:

  • Всего педагогических работников – 23.
  • Высшее педагогическое образование - 22 чел. (96%);
  • Учёная степень – 3 чел.

5.2. Распределение преподавателей по квалификационным категориям:

первая КК

высшая КК

без категории

10

4

9

43 %

17%

35%

5.3.Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения. Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала школы уровню требований, предъявляемых к современной системе образования, обязываетпостоянно совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров. Основными формами этой системы являются самообразование иорганизованное профессиональное обучение. Повышение квалификации проходит в соответствии со школьным планом – графиком.

6. Результативность образовательной деятельности

6.1.Результативность освоенияобучающимися образовательных стандартов определяетсягосударственной (итоговой) аттестацией обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднегообщего образования,системой внешней оценки(СтатГрад, МЦКО),мониторингом образовательных достижений на разных этапах обучения во внутришкольной системе оценки качества образования,анализом творческих достижений школьников.

Результаты итоговой аттестации обучающихся
в 2016-2017учебном году

Класс

К-во уч-ся на начало года

К-во уч-ся на конец года

Успевают на

А/з

% успева-емости

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

1 А

12

11

Безотметочное обучение

2 А

14

14

2

10

2

-

-

100%

85%

3 А

20

18

2

10

6

-

-

100%

66%

4 А

17

17

5

9

3

-

-

100%

82%

5 А

16

15

1

9

5

-

-

100%

66%

6 А

15

14

3

5

6

-

-

100%

57%

7 А

13

13

1

4

8

-

-

100%

38%

8 А

13

12

-

5

7

-

-

100%

41%

9 А

10

10

1

5

4

-

-

100%

60%

10 А

8

8

-

4

4

-

-

100%

50%

11 А

19

19

-

10

9

-

-

100%

52%

Всего

157

151

15

71

54

-

-

100%

59,7%

Качество обученностив 2016-2017 учебном году в начальной школе составило 88%, в основной - 60%, в старшей школе – 24%.

6.2. Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 и 11 классах

Вгосударственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднегообщего образования итоговой аттестации в 2016-2017 учебном году участвовали 9 выпускников 9-го класса и 9 выпускников 11-го класса.

Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 классе

Государственная (итоговая) аттестация в 9 классе за курс основной школы проходила в форме ОГЭ.Все обучающиеся 9 класса были допущены к государственной итоговой аттестации. Программный материал по предметам усвоен, практическая часть программвыполнена.

Обучающиеся сдавали два обязательныхэкзамена: математику и русский язык, иэкзамены по выбору.

Для итоговой аттестации на экзаменах по выбору обучающиеся выбрали 7 предметов учебного плана. Наиболее популярными у обучающихся 9 классов для прохождения итоговой аттестации оказались такие предметы, какбиология,английский язык,физика, обществознание.

Результатыгосударственной итоговой аттестации в форме

ОГЭ (9 класс)

Предмет

Количество

обучающихся

Отметки

Качество

знаний

«5»

«4»

«3»

«2»

математика

10(100%)

5

4

1

90%

русский язык

10 (100 %)

2

3

5

50%

физика

4 (40%)

1

2

1

75%

информатика

3 (30%)

3

100%

английский язык

3 (30%)

1

2

100%

история

2 (20%)

2

0%

обществознание

5 (50%)

4

1

80%

география

2 (20%)

1

1

100%

Таким образом, результаты ГИА-9 свидетельствуют о хорошей подготовке обучающихся к итоговой аттестации, об эффективности внутришкольной системы оценкикачества преподавания предметов, выносимых на итоговую аттестацию. Все обучающиеся 9 класса, допущенные до государственной (итоговой) аттестации, успешно ее прошли и получили аттестаты об основном общем образовании.

РезультатыЕГЭ в 11-х классе

Обязательными экзаменами в форме ЕГЭ были математика и русский язык, остальные предметы- по выбору выпускников.

Результаты ЕГЭ по русскому языку

Параметры

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Всего сдавали экзамен

9

11

19

% сдавших экзамен

100

100

100

максимальный балл обучающихся

92

96

96

средний балл

74

78

70

минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором

24

24

24

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2016 году показал, что

все выпускники успешно справились с государственной итоговой аттестацией,на протяжении трех последних лет средний балл по русскому языкуявляется стабильно высоким.

Результаты ЕГЭ по математике

Параметры

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Всего сдавали экзамен

7(профильный уровень)

7(профильный уровень)

11(профильный уровень)

% сдавших экзамен

78

63

82

максимальный балл обучающихся

82

74

72

средний балл

64

56

43

минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором

27

27

27

Из одиннадцати выпускников 11 класса четверосдавали ЕГЭ по математике базового уровня и получили отличные отметки.

Результаты экзаменов по выбору в форме ЕГЭ

Выбор предметов для государственной (итоговой) аттестации в 2017 году:

Всего

уч-ся сдававших ЕГЭ

Предмет

Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором

Минимальный балл обучающихся

Максимальный балл обучающихся

Средний балл

6 (31%)

Литература

32

34

63

51

5 (26%)

Биология

36

43

78

64

2 (10%)

Физика

36

45

53

49

10 (52%)

История

32

34

77

57

9 (47%)

Обществознание

42

44

82

60

2 (10%)

Английский язык

22

87

91

89

Анализ результатов ЕГЭпоказывает, чторабота учителей-предметников, методических объединений по подготовке к итоговой аттестации, система контроля качества знаний в 2016-2017 учебном году были эффективными- всевыпускники получили аттестаты о среднем общем образовании.

6.3.Участие в олимпиадах и конкурсах.

В 2016-2017 учебном году продолжена работа с мотивированными обучающимися: они привлекались к работе над проектами, участию в различных интеллектуальных и творческих конкурсах и олимпиадах.

Следует отметитьвысокий уровень участия во Всероссийской олимпиаде школьников обучающихся в 5-11 классах. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников – 77 человек. Количество участников, принявших участие в олимпиаде хотя бы по одному из предметов-92%, по нескольким-46%.

Призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе является ученица 11 класса Грэмбош Барбара.

Списокпризеров муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников

п /п

ФИО

Класс

Предмет

Результат

1.

Баранова Анастасия

7

немецкий язык

победитель

2.

Грэмбош Барбара

11

литература

призер

3.

Крехова Мария

7

литература

призер

4.

Демьянов Андрей

7

английский язык

призер

5.

Рощин Федор

11

английский язык

призер

6.

Дементьева Корнилия

9

искусство (МХК)

призер

7.

Рощин Федор

11

искусство (МХК)

призер

8.

Орехов Артем

8

история

призер

9.

Насонова София

11

русский язык

призер

10.

Глазырина Александра

11

русский язык

призер

НОУ «Свято - Владимирская общеобразовательной Православнаяшкола» в 2016-2017 учебном году принимала участие в диагностике МЦКО.

Результаты диагностики знаний обучающихся

(в присутствии независимого наблюдателя)

Год

Класс

Предмет

5 (отл),

%

4 (хор),

%

3 (удовл),

%

2 (неуд),

%

Средний % выполнения теста обучающимися школы

Средний % выполнения теста по Москве

2017

5А

Биология

6

(41%)

5

(33%)

3

(20%)

1

(6%)

72

68

2017

История

6

(54%)

4

(26%)

3

(20%)

-

(0%)

68

61

2017

Русский язык

1

(8%)

2

(15%)

8

(62%)

2

(15%)

48

61

2017

Математика

6

(44%)

3

(21%)

3

(21%)

2

(14%)

64

63

2017

Русский язык

2

(12%)

11

(69%)

3

(19%)

-

(0%)

75

76

2017

Математика

12

(75%)

3

(19%)

1

(6%)

-

(0%)

80

73

2017

Окружающий мир

8

(47%)

8

(47%)

1

(6%)

-

(0%)

83

75

2017

Математика

1

(7%)

1

(7%)

7

(51%)

5

(35%)

38

37

2017

Математика

1

(8%)

1

(8%)

6

(46%)

5

(38%)

32

38

2017

Физика

1

(8%)

7

(54%)

5

(38%)

-

64

64

2017

История

3

(21%)

2

(15%)

5

(36%)

4

(28%)

63

56

Результаты независимой оценки качества знаний (стартовая,промежуточная, итоговая диагностика МЦКО) свидетельствуют о том, что уровень и качествообученности соответствуют средним показателям по г. Москве.

7. Воспитательная система школы

Воспитательная система школы разработана на основе закона «Об образовании», Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа», городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5», Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Концепция воспитательной системы НОУ «Свято-Владимирская школа» основывается на претворении в жизнь христианских ценностей. Формирование православной образовательной и воспитательной среды, обеспечивающей развитие духовно-нравственной сферы обучающихся, высокий уровень образования, целостное христианское мировоззрение, развитое религиозно-нравственное чувство, патриотическое самосознание и гражданскую ответственность, является миссией православной школы. В соответствии с Программой реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» разработана модель личности выпускника нашей школы.

Выпускник православной школы - это человек:

• укорененный в православной вере, традиции и культуре;

• любящий свой край и свое Отечество, ощущающий тесную связь со своим народом, его культурой;

• осознающий и принимающий цели, идеалы и ценности Православия;

• умеющий учиться, осознающий ценность учебы, труда и творчества как дара Божия;

• социально активный, способный к жертвенному служению ближним, к миссионерской деятельности.

Отличительной особенностью школы является благоприятный микроклимат, содружество учеников и учителей, основанное на доверии, уважении и взаимопонимании.

В 2016-2017 учебном году воспитательная работа проводилась по следующим направлениям:

  • Духовно-нравственное
  • Патриотическое
  • Интеллектуально-познавательное
  • Художественно – эстетическое
  • Экологическое
  • Спортивно-оздоровительное
  • Гражданско-правовое
  • Трудовое

Эти направления воспитания дополняют друг друга и обеспечивают всестороннее развитие личности на основе отечественных духовно-нравственных и культурных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание

Воспитательная деятельность в этом направлении была организована с учётом церковного православного календаря. За время существования школы сложились традиции, имеющие большое значение в воспитательном процессе.

Молебен, как совместная молитва, перед началом важных мероприятий является в школе необходимым и очень действенным методом духовного воспитания школьников. Общая молитва помогает снять возникающие напряжения, приучает к духовной дисциплине.

1 сентября в храме Святого равноапостольного князя Владимира традиционно проходит Торжественный молебен на начало нового учебного года. На клиросе поют,как правило, ученики школы. После молебна ребята и родители отправляются в однодневное паломничество, организованное администрацией школы.

Общешкольный молебен о благополучном учении совершается в начале каждой учебной недели. В учебные дни в каждом классе начальной школы проходит перед уроками краткий молебен, который служат сами дети вместе с учителем. А ученики 5-11-х классов, помимо молитв перед каждым уроком и по его окончании, со вторника по пятницу совершают общее утреннее молитвенное правило в трапезной старшей школы, за организацию и проведение которого отвечает дежурный класс.

Торжественные Благодарственные молебны также служатся перед важнейшими событиями школьной жизни, такими как:

  • Последний звонок в конце учебного года;
  • Выпускной 4 класса;
  • Выпускные экзамены в 9 и 11 классе.

Обязательно молебны служатся перед общешкольными праздниками.

Следуя мысли святителя Феофана Затворника о том, что «лучшим средством в деле религиозно-нравственного воспитания является развитие духа церковности, а лучшей средой – храм Божий и Богослужение», в школе вот уже 25 лет поддерживается важнейшая школьная традиция посещения детьми Богослужений в Двунадесятые праздники, приходящиеся на будний день.

Дети регулярно бывают на праздничных Литургиях. Ученики 1-5-х классов идут в храм Святой Троицы в Хохлах, ученики 6-11 классов – в храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Большое значение для духовно-нравственного воспитания и развития имеют проповеди, которые в конце Литургии произносят духовники школы протоиерей Сергий Романов и протоиерей Алексий Уминский.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 сентября, был первый церковный праздник, на который по традиции ученики младшей школы и 5 класса вместе с родителями и учителями пришли на гимназическую Литургия в храм Святой Троицы в Хохлах, а дети 6-11 классов были на Литургии в храме святого равноапостольного князя Владимира.

27 сентября в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста дети также присутствовали на Литургии, и все вместе поклонились Кресту Господню.

В этом учебном году дети пришли на Литургию и в день памяти святителя Николая 19 декабря.

19 января в день праздника Богоявления (Крещения Господня) дети посещали и свои, и гимназические храмы. В этот день после Литургии традиционно происходит торжественное окропление школы и всех ее помещений Крещенской водой.

15 февраля в праздник Сретения Господня дети всей школы приходили на Литургию в храм Святой Троицы в Хохлах.

В первую седмицу Великого Поста все обучающиеся школы посещали свои храмы, где вместе с родителями слушали Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В пятницу первой недели Великого Поста для учеников 5 – 11 классов состоялась гимназическая Литургия Преждеосвященных Даров, на которой старшеклассники читали Великопостные часы, Богослужебные тексты вечерни, некоторые мальчики прислуживали в алтаре, а участники клиросного школьного хора «Погласица» совместно с хором храма участвовали в Богослужении в качестве певцов.

Очень любят дети посещение Литургии на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Ведь по давней православной традиции в этот праздник выпускают голубей. И на гимназической Литургии в храме Святой Троицы в Хохлах лучшие ученики школы удостоились этой чести.

Во вторник Светлой седмицы вся школа присутствовали на Пасхальной гимназической Литургии в храме Живоначальной Троицы в Хохлах. После Литургии состоялся торжественный Пасхальный Крестный ход вокруг храма, после окончания которого все желающие дети по многовековой традиции могли позвонить в колокола на церковной колокольне.

В праздник Вознесения гимназическая Литургия бывает редко, но в этом учебном году она состоялась, и ученики посетили свои гимназические храм, пели, пономарили, а мальчики 11 класса были приглашены в алтарь.

В школе вот уже несколько лет действует хоровой кружок клиросного пения. В нем принимают участие ученики со 2 класса. Участники клиросного хора «Погласица» регулярно проводят спевки для участия в Богослужениях и поют в качестве второго хора на Гимназических Литургиях. На репетиционных занятиях дети не только изучают церковные песнопения, но и знакомятся с церковно-славянским языком, хранилищем церковной поэзии, стараясь правильно произносить древние священные слова и вникнуть в их глубокий смысл.

Предмет «Основы православной культуры» (Закон Божий) вынесен по новым общеобразовательным стандартам в рамки внеурочной деятельности в 1, 2 и 3 классах, но проводится как полноценное интереснейшее занятие. Уроки Основ православной культуры не только имеют образовательную цель в теологической области, но и в процессе занятий способствуют становлению положительных нравственных черт характера школьников.

В направлении духовно-нравственного воспитания проектная деятельность тоже формирует личность. Так, в 3 классе был проведен проект «Богатства, отданные людям». Дети рассказывали не только о выдающихся и знаменитых личностях (например, учёном, открывшим пенициллин, педагоге Я. Корчаке, инициаторе создания музея кочевых народов и др.), но и своих бабушке и дедушке, восстанавливающих разрушенный храм, или прабабушке, которая вырастила и воспитала пятерых детей, а те в свою очередь, (все пятеро) получили профессии, связанные со служением людям.

В школе закрепилась ещё одна традиция: после общей трапезы в день праздничной Литургии ученики 6-11 классов собираются на встречу с духовником гимназии, так называемую агапу. Агапы – это регулярные беседы с о. Алексием Уминским на различные темы, волнующие детей и педагогов («Всегда ли мы думаем и поступаем так, как говорим», «О правде и лжи», «О жестокосердии», «О Великом Посте», «О дружбе» и другие). Они проводятся в форме оживленного диалога на волнующие ребят вопросы, что всегда вызывает неизменный интерес и имеет огромное значение для нравственного становления личности школьника. Дети очень любят эти встречи, заранее готовят вопросы для батюшки и нетерпением ждут на них ответы. Надолго запомнились ребятам агапа, после праздника Сретения, на которой был показан фильм еще советского времени «Во Имя Твое», и агапа после праздника Благовещения, во время которой дети посмотрели фильм «Литургия». После просмотров состоялось совместное размышление о духовном смысле этих фильмов.

Агапы проходят и в начальной школе в виде небольших бесед на нравственные темы для младших школьников. В этом учебном году большое впечатление на детей произвела беседа, посвященная 25-летию со дня основания Свято-Владимирской школы. Ребята с большим интересом слушали рассказ о.Алексия о том, каким чудом и трудами создавалась наша гимназия, как отличалась она от той, в какой сейчас учатся дети.

В рамках реализации духовно-нравственного направления было проведено множество общешкольных праздников, викторин, тематических классных часов, внутриклассных бесед духовного содержания с обучающимися.

Праздник «День Рождения Школы», приходящийся на день празднования Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в этом году был посвящен 25-летнему юбилею школы. Ученики 5-11 классов подготовили большой праздничный концерт, а для обучающихся 1-4 классов была проведена познавательная игра-викторина «Железная дорога».

Рождественский праздник младшей и старшей школ был проведен на Святках. Старшие школьники (5-11 классы) осуществили постановку сказки Г.С.Андерсена «Самое невероятное», а ученики начальной школы (1-4 классы) показали театрализованную картину Рождественского бала.

В традиционном Пасхальном концерте во вторник Светлой седмицы участвовали ученики 1-4 классов. Они продемонстрировали свои умения играть на различных музыкальных инструментах, а 3 класс представил постановку «Вредная принцесса».

Внутриклассные беседы и диспуты, классные часы затрагивали извечные нравственные темы - о дружбе, о жизненном выборе, об учебе, о поведении в храме. Такие обсуждения необходимы детям, так как в этот момент складываются правильные хорошие отношения между детьми и формируется разумное отношение к различным чертам характера и жизненным ситуациям.

Так, в 8 классе с большим интересом ребята беседовали о символики иконы. В каждом классе старшей школы прошли классные часы и беседы, посвященные подвигу Новомучеников и исповедников Российских. Дети готовили материалы о Новомучениках и делились своими знаниями. Учениками были выпущены специальные газеты, повествующие о событиях тех времен и о новых святых.

В 8 и 11 классах ученики посмотрели фильм «Пастырь добрый», рассказывающий о святом праведном АлексиеМечёве, пресвитере Московском, удивительном святом 20 века. Фильм вызвал большой интерес у ребят.

Также одиннадцатиклассников очень заинтересовала личность епископа Василия Родзянки после просмотра документального фильма «Отражения во времени», им захотелось прочитать и узнать о нем подробнее.

Посещение выставок, проведение экскурсий и поездок по святым местам – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания обучающихся.

После общешкольного торжественного молебна о начале нового учебного года дети всей школы отправились в однодневное паломничество. В прошедшем учебном году 1 сентября дети посетили:

1 класс - Иоанно-Предтеченский женский монастырь;

2 класс – храм Святой Троицы в Хохловском переулке;

3 класс – храм святителя Николая в Клённиках;

4 класс – Новоспасский монастырь.

5-11 классы выезжали в район Бутово с посещением храма Новомучеников и Бутовского полигона. Настоятелем храма о. Кириллом (Каледой) была проведена замечательная экскурсия о судьбах репрессированных священников. Ученики посетили братские захоронения, которые вызвали у них живое участие. Все вместе обсуждали исторические реалии того времени, патриотизм людей. Далее по традиции заехали вс.Остров Домодедовского района, славящийся памятником архитектуры времён Иоанна Грозного храмом Преображения Господня, и старинной усадьбой 18 века, где находится скит (или дом престарелых) Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Ученики начальной школы в течении всего учебного года посещали Исторический музей,

Третьяковскую галерею, музеи писателей и поэтов, что имело большое воспитательное значение на становление личности ребенка.

Для учеников 5, 6, 9 и 10 классов в октябре была проведена однодневная экскурсия в г. Переславль-Залесский с посещением 4 монастырей и святого источника преподобного Никиты Столпника. Во время путешествия по Владимирской и Ярославской областям дети ознакомились со многими достопримечательностями.

Самым ярким и запоминающимся событием для ребят старшей школы стала паломническая поездка в г. Вологду. Ученики посетили Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь и, ныне действующий, Спасо-Прилуцкий монастырь, ознакомились с историей монастырей, их святынями и храмами.

Поездка девятиклассников в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в конце учебного года была очень важна для личностного роста учеников.

Ученики 11 класса в этом году совершили паломничество в Великий Новгород, Юрьев монастырь и Старую Руссу. Ребята с большим интересом и активно включались в беседу о городе и его святынях.

Много экскурсий было по Москве. Ученики средней и старших школ посещали Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, храмы на соборной площади Кремля, Музей русской иконы, храм св. Николая в Кленниках.

«Вера без дел мертва» - сказано в Писании. Традиционная благотворительная ярмарка для детей - сирот (в декабре) и принятие пожертвований к Пасхальным торжествам (март, апрель) являются общим делом, они способствуют воспитанию у школьников таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Дети вместе с родителями подготовили самые разнообразные поделки, осуществляли благотворительные пожертвования.

Патриотическое направление

В рамках патриотического воспитания, целью которого является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных и этических качеств таких как, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность его защищать, уважение к историческому прошлому и новейшей истории России, совместными усилиями педагогов школы, родителей и обучающихся, проводились как общешкольные, так и внутриклассные мероприятия.

Через традиционные уроки о символах и атрибутах Российского государства, тематические классные часы, коллективные школьные мероприятия (Молебен о начале учебного года, праздник «День рождения школы», совпадающий с Днем всенародного единства, празднование Победы в ВОВ), викторины, выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии воспитывается уважение к символам и атрибутам Российского государства, к многовековой истории нашего государства, поддерживается и укрепляется чувство гордости и ответственности за наше Отечество.

Тематические уроки проводились в течении всего учебного года. В каждом классе в рамках подготовки к празднованию 9 мая были проведены классные часы, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, Дню Защитника Отечества.

Большое впечатление оказал на учеников 3 класса урок, на котором был представлен летний проект семьи Щенниковой Е.: фильм-интервью с жительницей подмосковной деревни, которая в детском возрасте пережила наступление фашистов и освобождение её родной земли Красной армией. Фильм также содержал документальную хронику военных лет и рассказывал о грозном орудии – «Катюше». Дети близко к сердцу приняли рассказ старой женщины о страшных годах войны.

В 5 - 11 классах проходили тематические классные часы, рассказывающие о военном прошлом России, о событиях Великой Отечественной войны. Так, например, очень интересно для детей 8 класса прошел классный час-размышление «Война и я».

В старших классах большое значение в деле патриотического воспитания имеет поисковая деятельность школьников. Это выразилось в создании интереснейших стенгазет, посвященных родственникам-участникам Великой Отечественной войны. Многие ребята и их родители приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».

Обучающиеся всей школы подготовили большой праздничный концерт, посвященный «Дню Победы». Он произвел огромное впечатление не только на бабушек и дедушек наших учеников, переживших военные годы, но на родителей, учителей и самих учеников.

Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны, Поклонной горы и возложение цветов к памятникам воинской славы России, – традиционные мероприятия школы в рамках празднования Дня Победы, во время которых ученики переживают восхищение и гордость за наш народ и нашу страну.

Второклассники уже традиционно в сентябре почтили память детей, погибших во время теракта в Беслане. У памятника жертвам Беслана на пересечении улицы Солянка и Подколокольного переулка у храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках ученики возложили цветы.

Воспитание патриотизма невозможно без изучения своего города, своей «малой Родины», поэтому одной важнейших задач в этом направлении стало более глубокое знакомство ребят с историей Москвы.

И это - не только экскурсии. Восьмиклассники провели классный час с элементами фотовыставки «Мой любимый уголок родного города!». Ребята подготовили рассказы о любимых уголках Москвы и высказали пожелание о проведении экскурсий по городу. Запомнились восьмиклассникам просмотр фильма «Больше чем любовь» о Дмитрии Лихачеве. Последующее обсуждение было о любви, влюбленности, отношении к близким, родному краю.

Девятиклассники на классном часе, посвященном родному городу, подготовили и показали презентации и сообщения о любимых храмах. Ребята с интересом слушали своих одноклассников, делились впечатлениями, многие темы вызвали желание дискутировать, обсудить стили храмов и основные отличия архитектуры.

В 11 классе беседа на тему «Москва – мой дом» прошла в форме оживленного диалога между выпускниками и учителем.

В каждом классе обязательно проводились экскурсии, которые не только расширяли кругозор учеников, но и способствовали развитию патриотических чувств, гордости за свое Отечество и его историческое прошлое.

Ученики школы регулярно совершают пешеходные экскурсии по старой Москве.

За учебный год обучающиеся 9 класса дважды побывали на Красной площади. В рамках уроков истории по теме Великая Отечественная война были проведены экскурсии на тему «Парады Великой войны» и «История Почетного караула», где было подчеркнуто, что без знания своей истории невозможно полноценное развитие личности современного человека.

Ученикам 4 и 6 классов запомнилась экскурсия в музей Отечественной войны 1812 года. Здесь у ребят вызвали большой интерес обмундирование и оружие солдат двух армий: русской и французской. Дети познакомились с событиями, предшествующими войне, с самой войны, много нового узнали о ее участниках, о личностях Наполеона и Александра I. Довольно интересным был фильм о снаряжении солдат и их походной жизни.

В 1 классе знакомство со школой, с их вторым домом началось с экскурсии «Здравствуй, школа!». Ребята побывали во всех уголках школьного здания, узнали историю Свято- Владимирской гимназии, почтили память первого директора Светланы Васильевны Козловой.

Все эти экскурсии и поездки открыли много нового и интересного для школьников, погрузив их в историческое прошлое России, заставив задуматься о настоящем и будущем.

К 80-летию лётчика-космонавта В. Терешковой в 1 классе прошёл час вопросов и ответов о Космосе. В 4 классе также был проведен уже традиционный урок о космонавтике. Ребята не скрывали чувства гордости за свою страну.

В рамках празднования Дня космонавтики, для 9 класса был организован совместный выход в кинотеатр на просмотр фильма «Время первых», посвященного нашим первым космонавтам, фильм вызывает патриотические чувства и оставляет неизгладимое впечатление.

Воспитание чувства любви к Родине также достигается через проектнуюдеятельность.

В 1 классе, как один из этапов подготовки к празднованию 9 мая, состоялась защита проектов «Они сражались за Родину», в котором ученики рассказывали о своих дедах и прадедах, участвовавших в войне, показывали их старые фотографии и письма с фронта.

В классных проектах учеников 2 класса «Герои войны на улицах Москвы» и «Города –герои у Кремлевской стены» (к 50-летию открытия Вечного огня) ребята с гордостью рассказывали об истории названий улиц, о героях, в честь которых названы эти улицы, показывали фотографии и рисунки, показывали презентации о городах-героях Александровского сада.

Рассказы и видеоматериалы, подготовленные учениц 3 класса Дембовецкой Т. и Мазуриной А. в рамках летних проектов, познакомили одноклассников с разными уголками России, показали красоту природы областной деревни и достопримечательности Селигера.

В 6 классе дети демонстрировали проекты об истории своей семьи.

В конце учебного года первоклассники провели семейный праздник «До свидания, 1 класс!». Такие торжества сплачивают коллектив детей и родителей каждого класса, помогают осознать и воспитать в ребенке традиционные семейные ценности.

Интеллектуально-познавательное направление.

Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя важную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, классные руководители и учителя-предметники формируют трудолюбие и чувство ответственности. Учителя используют различные формы внеурочной образовательной деятельности: подготовка проектов, предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, познавательные беседы и т.д.

Проектно - исследовательский метод широко применяется в практике учителей школы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проекты всегда разнообразны по своей форме и содержанию.

Во 2 классе связи с празднованием 160-летия со дня основания «Третьяковской галереи» дети самостоятельно подготовили презентации о художниках и картинах Третьяковской галереи. Незабываемым мероприятием 2 класса стала защита проекта «Здравствуй, Греция!». Проекты «Герои войны на улицах Москвы» и «Города –герои у Кремлевской стены» также имели большое познавательное значение для учеников.

В 3 классе среди летних проектов класса выделяются: проект семьи Щенниковой Е.: фильм-интервью с жительницей подмосковной деревни, пережившей фашистскую оккупацию, проекты Дембовецкой Т. и Мазуриной А., познакомившие ребят с разными уголками России (областную деревню и окрестности озера Селигер.). Проекты «Рассказ о слове», «Имена прилагательные в загадках», «Сочиняем волшебную сказку» углубили знания третьеклассников о родном языке, раскрыли творческий потенциал, а проект «Путешествие по городам России» познакомил обучающихся с историей и достопримечательностями старинных русских городов. Во втором полугодии 3 класс (дети и родители) включился в долгосрочный проект «Мы шагаем по Москве», суть которого состоит в нахождении исторических сведений о ближайших к школе улицах и переулков Китай-города и самостоятельном проведении экскурсии. В 4-ом классе проект продолжится.

Самым ярким проектом 4 класса стал проект - "Плесень. Что это? Как возникает?". Ребята работали в трех группах, с большим познавательным интересом и воодушевлением.

Проектная деятельность в средней и старшей школе в прошедшем учебном году реализовывалась, преимущественно, в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, в ряде случаев продукт проектной деятельности формировался на стыке естественных и общественных наук.

Стенгазеты, которые выпускали обучающиеся средней и старшей школ («Бессмертный полк», о родственниках учеников, прошедших войну, и газеты ко Дню Победы, ко Дню Учителя и к другим праздникам) можно также считать одной из форм проектной деятельности.

В школе регулярно проводятся предметные недели, в которых задействованы все обучающиеся, что имеет большое значение в воспитательном процессе. С большим воодушевлением в начальной школе проходила неделя естествознания. Ребята с большим интересом работали на всех уроках окружающего мира и в проектах.

В старшей школе обучающиеся принимали активное участие в предметной неделе естественных наук.

Участие в предметных олимпиадах - важная часть воспитательной деятельности.

Оно способствует не только развитию качеств «бойца», умению быстро ответить, сосредоточиться, но и помогает детям сдружиться, проявить и развить такие нравственные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка.

Ученики начальной школы активно принимали участие в различных конкурсах и олимпиадах со следующими результатами.

Всероссийский конкурс «КИТ-2016» (информатика и ИКТ)

Класс

Ф. И.

Место по школе

Результат

1 класс

Зайцева К.

1 место

65 баллов

Михайлова М.-Х.

2 место

56 баллов

Меньков Д.

3 место

51 балл

2 класс

Баранов Н.

1 место

62 балла

Табачников А.

2 место

60 баллов

Болотова А.

3 место

57 баллов

4 класс

Тоякова В.

1 место

67 баллов

Плохотнюк Р.

2 место

64 балла

Баранова В.

3-4 место

59 баллов

Литовкина Д.

3-4 место

59 баллов

«Русский медвежонок-2016» (языкознание)

2 класс

Харидинов М.

1 место

85 баллов

Степанова М.

2 место

81 балл

Болотова А.

3 место

77 баллов

3 класс

Ковешникова Р.

1 место

Иванникова Е.

2 место

Гайгер А.

3 место

Зайцева М.

3 место

4 класс

Плохотнюк Р.

1 место

73 балла

Баранова В.

2 место

67 баллов

Глухова А.

3 место

53 балла

«Кенгуру-2017»(математика)

2 класс

Муханова Анна

1 место

72 балла

Михайлов Павел

2 место

69 баллов

ГерманикаОктавия

3 место

67 баллов

3 класс

Муханов К..

1 место

Зайцева М.

2 место

Ушакова Э

2 место

4 класс

Баранова Василисса

1 место

86 баллов

Плохотнюк Роман

2 место

76 баллов

Гурочкин Дмитрий

3 место

68 баллов

Дети получили также грамоты и памятные призы. Подобное участие повышает познавательный интерес ребят и их мотивацию к изучению школьных предметов.

Ученики средней и старшей школ регулярно принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

Ученики 6 класса принимали участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру». Гурочкина К. принимала участие в конкурсе православных сочинений «Лето Господне». Абасеев И., Осипов Т. и Овчинникова А. приняли участие и получили призовые места в межпредметной международной Олимпиаде «Инфознайка».

Ученик 8 класса Орехов А. стал призером школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по истории.

В 9 классе Мещанкин Василий стал призером межпредметной международной Олимпиады Инфознайка, Дементьева Корнилия - призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по МХК.

Мартиросян Р. стала победителем федерального этапа конкурса "Интеллект будущего".

Викторины и конкурсы- важные элементы воспитательной работы. В течение года они проходили как в младшей, так и старшей школах.

В 1 классе с успехом прошли викторина «Мои любимые книги», посвященная международному дню библиотек, викторина, посвященная 190-летию первого русского перевода сказок братьев Гримм «В мире сказок».

Второклассники провели в классном Клубе книголюбов викторину «По страницам произведений Е. Шварца», посвященную 120-летию писателя, на которой отгадывали и озвучивали кадры из фильмов «Золушка», «Марья-искусница», «Снежная королева», «Доктор Айболит», отвечали на вопросы по известным произведениям писателя. Конкурс-викторина (к 120-летию В. Катаева) «Чудеса цветика-семицветика» начался со знакомства с биографией автора. В дни празднования 135-летия К.И.Чуковского в классе прошел веселый, красочный и музыкальный конкурс стихов «Читаем дедушку Корнея», к котором активное участие приняли родители класса. К 215-летию Владимира Ивановича Даля в классе прошел литературный конкурс «Родные россыпи жемчужин», в котором дети познакомились с “Таблицей умножения” в изложении Даля.

В октябре в школьной библиотеке ученики 4 класса поучаствовали в игровом занятии «Праздник книги», посвященном Международному Дню библиотек. Также в 4 классе прошли «Конкурс интеллектуалов», игра-практикум «Мир вокруг нас».игра-викторина по сказкам Братьев Гримм.

28 октября, в день празднования 25 Дня Рождения школы, младшие школьники приняли участие в общешкольной викторине-игре «Железная дорога». Вопросы каждой тематической станции были посвящены и нашей школе тоже. Дети с большим удовольствием и задором на своих поездах передвигались от станции к станции, отвечали на вопросы каждой тематической станции («Грамматическая», «Литературная», «Математическая», «Музыкальная» и др.), разгадывали ребусы, таким образом демонстрируя свои знания в разных предметных областях, и практически справились со всеми занимательными заданиями.

В рамках подготовки общешкольного мероприятия «Рождественский бал» в каждом классе прошел конкурс чтецов на лучшее прочтение стихов русских поэтов.

В 5 – 11 классные конкурсы и викторины также проходили с неизменным интересом. Так, например, в 11 классе прошла викторина «Что я знаю о Великобритании», на которой ребята показали хорошие знания и языка, и страны.

Накануне Дня Учителя традиционно старшеклассники вели уроки в более младших классах. Эти уроки оказывают большое впечатление на младших учеников школы и являются хорошим воспитательным моментом как для учеников, так и для «учителей». Открытые уроки старшеклассников всегда способствуют не только познавательной деятельности обучающихся, но и самообразованию в нужной области.

Познавательные беседы в начальной школе дают хороший результат. В сентябре в 1 и 2 классах прошла интерактивная беседа о правилах дорожного движения «Улица полна неожиданностей», которую провела прихожанка храма Святой Троицы в Хохлах Вероника Аникеева. Дети познакомились с историей дорог, продемонстрировали свои знания о правилах поведения на дороге и в транспорте. Приняли участие в играх на внимательность и быстроту реакции.

С детьми 1- 5 классов также регулярно проводились воспитательные беседы о правилах поведения в школе.

Неожиданные и оригинальные формы учебно-познавательной деятельности использовались в школе.

Так, в марте «Праздник Букваря» для первоклассников прошел в музее им. С. А. Есенина. Ребята поучаствовали в игровой программе с мастер-классом «Как учились на Руси, или Азбука – к мудрости ступенька». Обучающиеся узнали не только о жизни и творчестве С.А. Есенина, но и познакомились с историей появления письменности и алфавита на Руси, приняли участие в играх и мастер-классе по изготовлению собственной авторской азбуки.

Во 2 классе был проведен круглый стол, на котором обсуждалась книга-юбиляр (55лет) «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника» и вспоминались интересные, смешные и веселые места книги.

Первое заседание киноклуба 2 класса было посвящено фильму «Первоклассница», на котором дети живо и искренно обсуждали действия и поступки героев, делились своими выводами.

По традиции в этом учебном году во 2 классе был организован «Музей в классе». Дети сочиняли стихи к картинам художника В.В.Кандинского, которому в этом году исполняется к 150 лет.

Одной из форм расширения кругозора, ознакомления с нашим городом являются паломничества и экскурсии, организованные классными руководителями и родителями. Они способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей, эстетического вкуса, творческих способностей обучающихся, является хорошей практикой культурного поведения в общественных местах. В школе сложилось целое направление - музейная педагогика.

Необходимой и важной для первоклассников была экскурсия-путешествие «Моя школа».

В рамках празднования 160-летия со дня основания «Третьяковской галереи» все классы школы неоднократно посещали Третьяковскую галерею. Значение этих экскурсий трудно переоценить, т. к. обучающиеся часто обращались к репродукциям этих и других прославленных русских живописцев во время своих учебных занятий по русскому языку и литературе.

Для учеников 2 и 5 классов незабываемыми стали экскурсии в Московский Планетарий и в Морской аквариум «Коралловый сад» на Чистых прудах.

3 класс посетил Музей «Огни Москвы», Геологический музей. Поездка в Музей истории Шоколада и Какао оставила яркое впечатление. Самой интересной частью экскурсии было посещение фабричного цеха, где непосредственно изготавливают и упаковывают щоколад и конфеты.

4 и 5 классы побывали с экскурсией на Хлебокомбинате «Черемушки», где ребята смогли попробовать свежий, еще теплый хлеб.

В средней и старшей школе классными руководителями и учителями-предметниками, в соответствии с учебным планом были организованы и проведены обучающие экскурсии. Ученики школы являются частыми гостями Исторического музея, музея Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музея русской иконы, музея Современной истории России, Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова, музея занимательных наук «Экспериментаниум», ГБМ им. К. А. Тимирязева, музея Космонавтики, музеев отечественных поэтов и писателей (Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, А.П.Чехова, М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой, С.А.Есенина, М.Е.Булгакова, Ф.М.Достоевского).

Дети совершали экскурсии по центру Москвы, в Кремль, по улицам Китай-города, к памятнику героям Плевны. Так, гуляя по Москве, ученики 9 класса использовали QR коды проекта «История архитектуры Москвы» и сами составили маршрутный лист экскурсии по центру города. Использование мультимедийных технологий в экскурсиях значительно оживляет их и делает более занимательными и привлекательными для молодёжи.

В течении учебного года школьники выезжали в экскурсионные поездки в Переяславль-Залесский, Вологду. Эти поездки реализовали не только культурно-познавательные и духовно-нравственные направления воспитания детей, но она еще и способствовали сплочению классных коллективов - ребята помогали друг другу в разных ситуациях, развивали свои коммуникативные навыки.

В рамках проведения цикла уроков, посвящённых постсоветскому периоду истории нашего государства, обучающиеся 9 класса посетили спектакль в театре Сатиры «Чемоданчик». Искромётный юмор и глубокие философские воззрения героев спектакля не оставили никого равнодушным.

Школьная библиотека как всегда на хорошем уровне обеспечивала учебно-воспитательный процесс всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания, содействовала педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей, прививала обучающимся любовь к книге, привлекала к систематическому чтению.

Художественно-эстетическое направление.

В становлении личности обучающихся школа большую роль отводит художественно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В рамках этого направления школьники участвовали в традиционных концертах и театральных постановках к школьным праздникам, поэтических и художественных конкурсах, конкурсах и концертах окружного и городского уровня. Традиционными являются общешкольные праздники:

  • День Учителя;
  • Праздник «День Рождения школы»;
  • Рождественский праздник;
  • Масленица;
  • Пасхальный праздник;
  • Праздник «День Победы»;
  • Выпускной 4 класса «Прощай, начальная школа!»;
  • Последний звонок в 9 и 11 классах.

Спектакли или небольшие театрализованные сценки готовятся почти к каждому школьному празднику. Эти мероприятия совершенствуют и развивают индивидуальные творческие способности обучающихся, развивают художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное. Общешкольные концерты и конкурсы, музыкальные спектакли, литературно-музыкальные композиции способствуют эстетическому развитию школьников, обучают их быть не только прекрасными исполнителями, но и благодарными слушателями и зрителями.

В этом учебном году на День Учителя дети подготовили для учителей литературно-музыкальную композицию. Но сюрпризом на празднике стала небольшая постановка по сказке Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», которую замечательно и очень весело разыграли учителя школы. Праздник прошел с большим успехом.

25-летний юбилей школы школьники отметили большим театрализованным концертом,

в котором ребята показали не только мастерство игры на музыкальных инструментах, ансамблевого пения, но и показали театрализованную шуточную постановку в народном стиле о зарождении нашей школы.

На праздник Рождества Христова старшеклассники поразили всех большим спектаклем «Самое необыкновенное» по одноименной сказке Г.С.Андерсена. Самое интересное, что в нем принимало участие большинство учеников от каждого класса.

Обучающимися младшей школы была показана картина Рождественского Бала в дворянской усадьбе 19 века. В празднике учеников 1-4 классов было много танцев, стихов и пения.

На Масленичных гуляниях все дети участвовали в играх, песнях и танцах вместе со школьным ансамблем казачьей песни «Владимирцы».

Пасхальный концерт был в этот раз представлен не только музыкально-исполнительскими номерами, но и весьма поучительной сказочной постановкой «Вредная принцесса». К Пасхальному концерту был организован отборочный конкурс исполнителей, что заставило детей серьезно подойти к этому мероприятию. А Пасхальную сказку поставил 3 класс.

В праздник «День Победы» всех зрителей до глубины сердца тронуло выступление начальной школы с композицией «Дети войны». Порадовали и ученики 7 и 8 классов, которые не только представили композицию по поэме А.Твардовского «Василий Теркин», но и замечательно пели песни о войне.

На Последний звонок выпускники 9 класса показали театрализованные сцены по мотивам сказки Л.Кэррола «Алиса в стране чудес», а 11-классники – лиричный и одновременно веселый спектакль по пьесе Е.Шварца «Обыкновенное чудо».

Коллективное посещение театров и концертов, художественных выставок и музеев является важной частью эстетического воспитания. Ученики старшей школы активно посещали драматические спектакли, что имело для них и познавательное значение. Обучающиеся начальной школы регулярно посещали различные выставки и постоянные экспозиции художественных музеев Москвы.

В школе систематически представлялись выставки рисунков и фоторабот обучающихся. Ко всем общешкольным праздникам ребята делали также интересные и красочные стенгазеты. Детскими рисунками оформлялся и зал, где проходили представления и концерты. Порадовали также и неожиданные выставки рисунков учеников 1 и 2 классов, которые показали большой творческий потенциал младших школьников.

К традиционной Благотворительной ярмарке в декабре дети мастерили сувениры и поделки, к Рождеству и Пасхе украшали классы.

Для развития творческих способностей учеников большое внимание уделяется в школе организации внеурочной деятельности через занятия в кружках. Кружковой работой было охвачено более 50% обучающихся от общего числа. Дети активно посещают художественные кружки (кружок керамики «Волшебная глина», кружок живописи «Веселая кисточка», кружок росписи по дереву «Жар-Птица»,), результаты деятельности которых отражены на выставочных стендах школы, хоровые кружки (фольклорный ансамбль «Владимирцы», кружок клиросного пения «Погласица», младший и старшие хоры). Особым внимание и любовью пользуется у ребят кружок необычного сольфеджио «Музыкальный ключик».

Кружок «Волшебная глина» ко Дню рождения школы подготовил выставку на которой была показана коллективная работа «паровозик — школьная жизнь», керамические пластины с рельефами на тему школы. На Рождественский праздник дети представили фигурную композицию «Рождественский бал», а к Пасхе - Пасхальную экспозицию.

Традиционными для школы являются выступления школьного ансамбля казачьей песни «Владимирцы», который знакомит учеников с фольклорной музыкой, и чьи выступления составляют неотъемлемую часть всех праздников. В минувшем учебном году «Владимирцы» получили звания лауреата нескольких фестивалей и конкурсов (в октябре - лауреатами (1 место) на фестивале «Казачья Станица», Москва 2016, в феврале – лауреатами фестиваля Патриотической песни в Царицыно, в апреле – лауреатами (2 место) фестиваля-конкурса «Планета Детства» в Москве, лауреатами (2 место) в конкурсе «Золотые ворота» в номинации «Народный театр» в Долгопрудном).

Увлечение десятиклассников видеосъемками выразилось в появлении фильма о школе, который снял Андрей Щенников к 25-летнему юбилею школы. В школе существует сайт, где разнопланово отображены жизнь и деятельность школы, основные события истории и сегодняшний день школьного сообщества.

Экологическое направление

Это направление имеет целью изучение природы, понимание ее значения для человека, осознание необходимости беречь и защищать природу, охранять исчезающих животных и растения. С большой увлеченностью дети принимают участие во всех практических мероприятиях этого направления.

В начальной школе были организованы следующие мероприятия:

  • беседы (1 класс - «Береги природу» и «Позаботимся о пернатых!», 3 класс - беседы о важности бережного отношения к месту, где ты родился и живёшь);
  • проекты (2 класс - экспериментариум «Питаемся вкусно и правильно», квест «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», 4 класс – проект «Плесень»);
  • познавательные викторины и марафоны – (4 класс - экологическая игра «Лукошко грибника», игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?», игра-практикум «Мир вокруг нас», урок-КВН «Птичьи разговоры викторина «Лесные загадки», вся начальная школа - игровой эко-квест «Спасатели Планеты», который провел Центр экономии ресурсов.);
  • изготовление кормушек для птиц собственными руками (2 класс);
  • сбор семян для зимующих птиц (3 класс);
  • наблюдения за изменениями в природе (3 класс);
  • предметная неделя естествознания;
  • экоурок "Про отходы".

В средней школе экологическое направление реализуется, в основном, в рамках внеурочной деятельности по биологии и географии. Обучающиеся 7 - 10 классов готовились и участвовали в школьном туре Всероссийской олимпиады по экологии. Ежегодно в школе празднуются День птиц, День Земли. Ребята вместе с учителями участвуют в экологических акциях ГБМ им. К. А. Тимирязева.

Были проведены следующие мероприятия:

  • предметная неделя естественных наук;
  • классные часы, беседы и диспуты ( 6 класс -«Ребенок и природа», «Спаси котенка» , 8 класс «Как я берегу природу», «Что такое «час земли»?», «Как быть «экологичным» человеком», «Как спасти планету от загрязнения – начни с себя» , 11 класс - «Чем я могу помочь городу в сохранении природы», «Уникальные места Москвы – Лосиный остров», «Исчезающие животные и растения», «Мой вклад в экологию города», «Редкие растения Подмосковья», «Хранители воды».);
  • изготовление кормушек для птиц собственными руками (6 класс);
  • фотовыставки, выставки рисунков (8, 11 классы - Конкурс рисунков «Природа нашего края», фотовыставка «Зима», 9 класс - просмотр документального фильма «Чернобыль»).
  • выездные занятия и экскурсии (8 класс- прогулка по Воробьевым горам, эксперимент – день без общественного транспорта, 8-11 классы - выездное занятие в РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, 9 класс - экскурсия в Московский зоопарк).

Регулярно проводятся экологические рейды по уборке листьев. Все дети школы с удовольствием ухаживают за растениями в своем классе.

Спортивно–оздоровительное направление

Привлекая обучающихся к занятиям в спортивных кружках, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий, учителя физкультуры способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе.

Среди форм работы по привитию здорового образа жизни, укреплению физического развития школьников наиболее востребованными были конкурсы, соревнования, физкультминутки на уроках, игровые перемены, «веселые старты».

В этом учебном году в этом направлении проводилась следующая работа:

  • спортивные развлечения на воздухе (игры-соревнования «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть» (2 класс), «Наш веселый мяч» и «Веселые старты» (4 класс);
  • проведение внутришкольных соревнований по шашкам и теннису, волейболу и футболу;
  • проведение праздника Масленицы с песнями, подвижными играми на школьном дворе,
  • проведение бесед с учениками по пропаганде здорового образа жизни (1 класс - «Дороже алмаза – наши два глаза», 2 класс - «Медали наших олимпийцев», 5-11 классах – беседы о правильной осанке, о внешнем виде);
  • проведение Дней Здоровья;
  • посещение катка;
  • инструктаж по ТБ во время зимних каникул;
  • совместный просмотр (8-11 классы) фильма «Легенда №17» об известном чемпионе хоккея Валерии Харламове с последующим обсуждением;
  • спортивно-познавательный квест «Сталкер», посвященный трагедии в Чернобыле (9 класс);
  • фотокросс - спортивная игра с фотографированием (10 класс).

В школе, благодаря инициативе родителей, в этом учебном году открылась секция «Русские шашки», которую с удовольствием стали посещать ученики начальной школы.

Классные руководители организовывали в течение года встречи с медработником школы по вопросам контроля здоровья детей. Ежегодно проводится диспансеризация обучающихся, медицинская сестра ведет мониторинг и диагностику состояния здоровья детей.

Гражданско - правовое направление

Ученикам начальной школы на уроках были даны представления о родном крае, городе, стране. Дети познакомились с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «Декларация прав ребёнка», «Государственные символы России: герб, гимн, флаг».

В 5-11 классах классными руководителями были разработаны и проведены тематические классные часы гражданско-правовой тематики, беседы о семье и современном обществе.

Были проведены:

  • беседы (2 класс - беседа с участием родителей о разнообразии профессий, их различии, 4 класс - «Детям планеты – мир без тревоги и слез», «Права и обязанности детей», 8 класс - «Кем я хочу быть», «Права и обязанности гражданина», «Ответственность человека за свои поступки», 10 класс – «О выборе профессии», 11 класс - «Мир взаимоотношений глазами подростка», «ЕГЭ: знаю ли я как правильно вести себя наэкзамене», «Свой путь мы выбираем сами», «Нормы права и морали в обществе», «Этические нормы коллектива», «Воспитание межнациональной толерантности»);
  • игры (2 класс «Мы разные, но все мы вместе» о национальностях, 4 класс - соревнование «Один за всех и все за одного»);
  • экскурсии (9 класс - Музей полиции, Верховный суд РФ).

С целью привития устойчивых навыков безопасного поведения на улицах мегаполиса во всех классах прошли беседы, посвященные правилам дорожного движения.

Все ученики были ознакомлены с уставом внутренней жизни и правилами, принятыми Свято-Владимирской школой.

Трудовое направление.

Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности.

Основополагающей идеей этого направления является осознание ценности систематического, совместного, созидательного, творческого, социально значимого труда.

Цели этого направления:

  • совершенствование навыка организации коллективного труда, уважать труд и людей труда, воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность за результаты труда;
  • вооружение обучающихся основными трудовыми умениями и навыками;
  • формирование убеждения в том, что труд по самообслуживанию – это проявление принципа справедливости, способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне.

В рамках этого направления в школе прошли следующие мероприятия:

  • беседы о дежурных и о дежурстве, о помощи дома старшим, о порядке в своем портфеле, об ответственности за порученное дело;
  • внеклассные мероприятия по уходу за одеждой и содержанию ее в чистоте;
  • проведение целевых инструктажей по технике безопасности;
  • дежурство по классной комнате и трапезной;
  • уборка школьной территории;
  • подготовка учебников к сдаче в библиотеку.

Интересными были во 2 классе беседа с участие родителей «Славит человека труд» и праздник игр и поделок с родителями разных национальностей, в 3 классе - фоторассказ В. Урадовских о ферме и альбом Зайцевой М. о выращенных летом цыплятах. После посещения шоколадной фабрики и знакомства с производством шоколадной продукции третьеклассники в своих сочинениях с сочувствием описывали тяжёлый труд работниц фабричного цеха. Ученики 4 класса, побывав на хлебозаводе «Черёмушки» и попробовав еще теплый хлеб, с уважением и благодарностью стали относиться к труду пекарей.

В 11 классе были очень полезными классные часы «Профессии наших родителей» и «Трудовое законодательство для несовершеннолетних».

Формирование трудовых навыков проходило также и на уроках художественного труда

Для проведения благотворительной ярмарки в пользу детских домов Тульской области дети сами изготавливали различные поделки, творческие работы. К праздникам Рождества Христова и Пасхи обучающиеся украшали свои классы.Проводились также классные часы, на которых обсуждались текущие общие дела (выполнение классных поручений) и подготовка к будущим проектам, праздникам, спектаклям. Все эти мероприятия также сплачивали детский коллектив и настраивали его на творческую совместную деятельность.

Данное направление воспитательной работы позволяет ученикам школы проявлять качества коллективизма и взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности, трудолюбия и ответственности, целеустремлённости и честности.

Реализация всех направлений воспитывающей деятельности была бы невозможна без сотрудничества с родителями.

Родительским комитетом и родителями каждого класса в течение года оказывалась систематическая помощь в организации учебного процесса, подготовке костюмов и декораций к спектаклям, проведении экскурсий, организации праздников. При поддержке и активном участии родителей дети успешно справлялись с проектными и творческими заданиями.

Общешкольное родительское собрание «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в 2016-2017 учебном году», классные родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями обучающихся, особенно с теми, кто испытывает трудности в обучении, анкетирование на родительских собраниях показали, что родители, в основном, удовлетворены результатами образовательной деятельности и воспитательной системой школы. Для педагогического коллектива школы эта оценка очень значима, она является подтверждением развития школы и реализации ею своей миссии.

Выпускник православной школы, научившись согласовывать свои стремления и жизненные цели с промыслительной волей Бога, выходит в жизнь подготовленным к ее испытаниям. Русская Православная Церковь вместе с обществом через православное образование формирует сознание детей и систему нравственных координат, дает им духовную опору, укрепляет традиционные ценности и духовно- нравственные основы нашего общества.